Монополизм — это состояние рынка, при котором существует только один крупнейший производитель определенного товара или поставщик определенной услуги.
Монополизация экономики России
Переход к рыночным отношениям в России наделил предприятия реальной экономической самостоятельностью и породил острую проблему демонополизации экономики. Сократив свою зависимость от вышестоящих органов, министерств и ведомств, предприятия стали самостоятельно определять объем производства, цену реализации продукции, тем самым функционируя в качестве классических рыночных монополий.
Основной проблемой советской экономики можно назвать небольшой рынок сбыта производимой продукции с небольшими объемами самого производства. Основной целевой рынок советской экономики – это СССР или страны Восточной Европы. Такой небольшой рынок не позволял иметь конкурентоспособный масштаб производства. Вместе с тем внутренний уровень советско-российской экономики был высоко монополизированным. Однако, несмотря на это, в силу своей малозначительности российские предприятия были не способны добиваться высокой эффективности при либеральных ценах и разрушительной инфляции.
Развитие российской экономики связано с существенными изменениями: приватизация, очевидно, разрушила старые технологический уклад, к тому же произошло разрушение единого экономического пространства в странах Восточной Европы. Многие экономисты на начальном этапе приватизации многие экономисты рассчитывали на то, что рыночные механизмы сами подтолкнут предприятия к поиску новых форм объединений, созданию новых хозяйственных комплексов. Однако потребовалось значительное участие государства для координации деятельности предприятий и указания общих ориентиров.
В России государственный монополизм сложился под влиянием ряда факторов:
- административно-командная система управления с директивным управлением и централизованными доходами;
- массовый устойчивый дефицит, поскольку возникая при дефиците монополия сама может его воспроизводить (она не заинтересована в удовлетворении спроса полностью);
- специализация и концентрация производства;
- распространившаяся система натурального распределения, разрушающая рынок и обеспечивающая власть монополий.
Главная особенность российского монополизма заключается в способе, зарождения этого явления, отличного от рыночного. Для стран с рыночной экономикой характерны обычные причины развития монополизма, а отечественные предприятия-монополисты появились как результат передачи государственной собственности частным собственникам.
Для экономики России типично проявление локального монополизма. Ненасыщенность рынка в регионах делает отдельные предприятия монополистами. Это происходит в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, бытового обслуживания и торговли в малонаселенных пунктах. К локальным монополиям относятся предприятия жилищно-коммунальной сферы.
Плюсы и минусы монополий
Положительными аспектами существования монополий можно назвать:
- В ряде отраслей монополии более эффективны за счет существенной экономии затрат.
- Монополисты по сравнению с конкурентным рынком имеют в своем распоряжении средства и стимулы для развития в своем производстве научно-технического прогресса.
Негативные стороны монополистического господства:
- нерациональность при распределении ресурсов, связанная с тем, что в погоне за высокой прибылью монополист искусственно ограничивает производство, поднимает цены и навязывает обществу только свою продукцию.
- малый бизнес под давлением монополии, лишившись свободного рационального выбора, вынужден снижать деловую активность, что приводит к сокращению производства, росту безработицы, инфляции.
- рост неравенства доходов в обществе из-за монопольного завышения цен и сверхприбылью, получение которой означает сокращение доходов остального населения.
- проявление экономического застоя и торможение научно-технического прогресса, поскольку у монополиста нет давления конкурентов, им не требуются дополнительные усилия для извлечения высокой прибыли, монополии не заинтересованы в рационализации производства, в поиске резервов повышения его эффективности, в улучшении качества и расширении ассортимента продукции.
- риски для экономической и политической демократии: в экономике монополизм подавляет честную свободную конкуренцию, навязывая обществу дискриминационные условия.
Преодоление монополизма в российской экономике
Выделим принципиальные возможности снижения степени монополизации российской экономики:
- Прямое разделение монопольной структуры. В российских реалиях данный путь сильно ограничен, поскольку сложно разделить на части завод как отдельный хозяйственный комплекс.
- Развитие иностранной конкуренции, поскольку это, вероятно, самый действенный и эффективный инструмент снижения отечественного монополизма. Если на рынке изделие монополиста реализуется наряду с превосходящим его по качеству и по цене импортным аналогом, любое монополистическое злоупотребление становится невозможным. Недостатком этого пути можно назвать возможность возникновения избыточной импортной конкуренции в силу непродуманной таможенной и валютной политики. Импортный товар должен присутствовать на отечественном рынке, угрожая монополистическим злоупотреблениям, но не должен становиться причиной ликвидации местных предприятий.
- Создание новых предприятий, которые могли бы конкурировать с монополистами. Этот путь устраняет монополизм, при этом не уничтожая монополиста как предприятие. Однако экономический кризис в России сокращает число иностранных и российских компаний, готовых вкладывать средства в создание новых предприятий.
На долгосрочную перспективу, несомненно, необходимо рассматривать все пути снижения монополизированности российской экономики. Однако в силу существенной сложности их продвижения в современных условиях, можно говорить о том, что в ближайшем будущем для хозяйственного комплекса нашей страны сохранится высокомонополизированный характер.