Особенности рыночной экономики
Создание материальных благ – это сложный процесс. Он имеет длительную историю возникновения и развития. Изначально для удовлетворения своих потребностей человеку достаточно было собрать необходимые «дары природы». Этот процесс так и назывался – «собирательство».
По мере развития человека возрастали и его потребности. Примитивное собирательство уже не могло их удовлетворить. Закономерным стало усложнение трудовой деятельности человека. Она уже приобрела экономический характер.
Экономической деятельностью называется процесс производства и реализации материальных благ с использованием различного рода ресурсов.
В процессе производства человек вступал в целую систему отношений с природой, другими людьми, с обществом и государством. Производство стало системообразующей силой. Формировались экономические системы.
Экономическая система представляет собой совокупность отношений между отдельными лицами, предприятиями общественными организациями и государством, возникающих в процессе производства с использованием всех видов ресурсов на основе прав собственности, действующей нормативно-правовой базы, включая сферу управления производством и обществом и распределение материальных благ и произведенного продукта.
Физические и юридические лица, государства и межгосударственные объединения являются субъектами экономической системы. Все виды ресурсов – это объекты экономической системы. А отношения на основе форм и прав собственности, инструментов управления и распределения составляют базовые экономические отношения. Объекты, субъекты экономики и базовые отношения образуют структуру экономической системы.
В зависимости от проявления и сочетания того или иного структурного компонента формировались различные экономические системы. Их появление и развитие были объективно связаны с развитием человеческого общества и его производительных сил. Различают следующие типы возникших в разное время экономических систем:
- традиционная;
- рыночная;
- административно-командная или плановая;
- смешанная.
Традиционная система появилась на основе общинной собственности. Управление и распределение осуществлялось согласно сложившимся обычаям и традициям. Административная экономика оформилась в условиях господства государственной собственности и строго государственного управления хозяйством.
Рыночная экономика представляет собой экономическую систему развивающуюся в условиях преобладания частной собственности и рыночных механизмов управления производством.
Она возникла еще в конце средневековья, в недрах феодального строя. Основными двигателями рыночных отношений были взаимодействие спроса и предложения, частная инициатива, предпринимательство стремление к получению личной выгоды, конкуренция. Именно рыночная экономика способствовала быстрому росту производительности труда, насыщению рынка продукцией. Развитие экономики стимулировало развитие общества.
Долгое время считалось, что рыночная экономика не нуждается в регулировании, что это саморегулирующаяся система. Но кризисные явления, приводящие к социальным конфликтам, доказали необходимость вмешательства государства в регулировочные и управленческие процессы. Так возникли модели смешанной экономической системы. Они сочетали в себе основные черты рыночной экономики и отдельные черты плановой экономики. Но некоторые экономисты рассматривают смешанную экономическую систему как усовершенствованную разновидность рыночной экономики, в которой государство принимает более активное участие в процессах управления.
Понятие налогов и их предназначение
Одной из важнейших характеристик влияния государства на экономику является соответствующая налоговая политика. Именно налоговая система представляет собой основу государственного бюджета, формирования государственных финансов.
Налогами называются обязательные платежи, производимые физическими и юридическими лицами в пользу государства.
Налоговая система – это совокупность всех налогов, пошлин, сборов и прочих уплат, методов и способов их начисления, сбора и контроля.
Налогами облагаются:
- доходы граждан и предприятий;
- стоимость отдельных видов товаров;
- коммерческие операции;
- имущество частных лиц и организаций;
- добавленная стоимость производимой продукции и услуг.
История развития налогов
Возникновение налогов было вызвано необходимостью обеспечить финансами государство. Это касалось в первую очередь создание, вооружение и содержание войска и содержание государственного аппарата. Позже налоги приобрели фискальную регулирующую и контролирующую функции.
Экономисты-историки выделяют три этапа развития налоговой системы. На начальных этапах существования государств налоговая система как таковая отсутствовала. Представители органов власти сами определяли объем средств, взимаемых в качестве налога. Налоги вводились по усмотрению представителей власти и по необходимости (война, стихийное бедствие и пр.).
Следующий этап приходится на конец $XVII$ – начало $XVIII$ веков. В этот период уже завершаются процессы формирования государств. Налоги становятся постоянными, а их сбор – централизованным. Формируются специальные органы по контролю и сбору налогов (податей).
Окончательно оформилась налоговая система в $XIX$ веке. Налоговая система приводится в соответствие целям и задачам государства. формируется правовая регламентация сбора налогов и защиты налогоплательщиков. Происходит дифференциация и распределение системы налогообложения между различными уровнями государственной власти (общегосударственные федеральные налоги и муниципальные местные сборы).
Роль налогов в условиях рыночной экономики
Налоговая система выполняет в условиях рыночной экономики несколько важных функций. Главная – формирование государственного бюджета. Именно благодаря налоговым поступлениям содержится государственный аппарат, обеспечивается обороноспособность страны, финансируются социальные программы.
Следующая функция налогов – регулирующая. Государство осуществляет регулирование товарно-денежных отношений и развития отдельных отраслей национальной экономики. Оперируя налогами и акцизами, государство влияет на рыночную ситуацию. Вводя льготное налогообложение, осуществляется стимулирование развития отдельных отраслей и предприятий.
Высокие ставки налогов выполняют сдерживающую функцию и призваны защитить потребителей или внутренний рынок от отдельных производителей или отдельных видов продукции. С этой целью могут применяться инструменты дотаций государственных закупок и государственных инвестиций.