Государственное регулирование
Государственное регулирование – это деятельность, осуществляемая органами государственной власти по реализации заранее разработанного и утвержденного плана, направленного на повышение благосостояния общества.
Считается, что государственное регулирование не связано с политической деятельностью власти. Оно отвечает трем основным принципам:
- Законность.
- Политический подход.
- Управление.
Законность выражается в правовом подходе, который выражается в верховенстве права над всеми другими институтами, при этом гражданин является приоритетом. Служащий, работающий на государство, подчинен законам правового государства и Конституции страны. Устройство государства описывает процесс регулирования, как максимально эффективное воплощение воли народа. Чиновники должны учитывать интересы граждан, отчитываться перед вышестоящими органами. В развитых странах используется метод «представительной бюрократии». То есть, аппарат чиновников является копией социальной модели общества. Считается, что такой подход облегчает взаимопонимание между властью и народом.
С точки зрения регулирования, управления должно быть эффективным, экономичным, результативным, а также социально ответственным. Основная задача создать такую систему управления, при которой желаемый результат будет достигаться при минимальных затратах. Для этого была сформирована отдельная прикладная дисциплина «государственный менеджмент». Принципами государственного управления считаются удобство, соответствие правилам системных организаций, внешнеполитическая стабильность. Государственные служащие должны соблюдать принцип верховенства права, следовать воле народа, чтобы получать нужный социально-экономический результат.
Решение поставленных задач и соответствие вышеуказанным принципам может свидетельствовать о качестве управления. Для каждого подхода применяются свои показатели оценки.
Особенности отношений социально-трудового характера
Социально-трудовые отношения представляют собой устойчивые связи, возникающие в обществе между нанимателем и гражданином. В их основе лежит соглашение между сторонами, регулирующее права и обязанности сторон сделки. Понятие отношений в социально-трудовой сфере охватывает множество аспектов помимо правовых (психологические, социально-экономические и т. д.).
Их элементами являются субъекты, уровни и предметы. Субъектами выступают наемные сотрудники и работодатели. Первые предлагают свои навыки и время в обмен на оплату труда. Работодатели нанимают граждан для осуществления определенных видов деятельности, необходимых для достижения определенного коммерческого результата. Государство является регулирующим органом, который обеспечивает правовую, социальную защиту обеих сторон социально-трудовых отношений. По уровням выделят индивидуальный, коллективный, государственный, уровень предприятия, уровень рабочего места и так далее. Предметами отношений могут быть организация и оценка эффективности труда, процесс найма и увольнения, проведение анализа текущих условий, оплату труда, пенсионных выплат, а также кадровая политика организации.
Центральной фигурой социально-трудовых отношений является человек. А на его участие в трудовой деятельности влияют этапы его становления как личности и профессионала. На первом этапе человек занимается интенсивным обучением. На втором этапе возникают задачи, связанные с трудоустройством и созданием семьи. На третьем этапе центральной проблемой становится пенсионное обеспечение.
Модели государственного регулирования отношений в сфере труда
В мире существует две модели регулирования отношений в сфере труда - англо-саксонская и европейская или рейнская модель. Первая рассматривает наемных сотрудников и работодателей, как равных участников социально-трудовых отношений. Они необходимы для нормального функционирования рынка труда. Вторая предполагает, что сотрудники зависимы от решений работодателя, поэтому нуждаются в государственной поддержке.
Социально-трудовые отношения стали рассматриваться в России лишь при переходе от командно-административной экономики к рыночному хозяйству. Именно в этот период появилось два отдельных понятия – работодатель и наемный работник. Теория социально-трудовых отношений в России продолжает свой путь становления. В их основе лежат следующие элементы:
- Отношения по поводу формирования работника.
- Отношения по поводу функционирования рынка труда.
- Отношения по поводу создания и реализации материально-технической базы.
- Распределение первичного и последующего готового продукта.
- Отношения по поводу конечного потребления продукта в обществе.
На начальном этапе становления рыночной экономики модель социально-трудовых отношений принимает форму «господство-подчинение». Партнерские отношения появляются тогда, когда интересы личности начинают ставиться выше, чем результат коллектива. Самым высоким уровнем считается тот, на котором ценности разделяются всеми членами команды. Чаще всего, третья модель проявляется в небольших компаниях.
Получается, что в основе социально-трудовых отношений лежит принцип равенства и неравенства прав. Государственная роль в управлении этими моделями заключается в соблюдении интересов обеих сторон, и в предоставлении определенных видов гарантий. Поэтому в Европе работник хорошо защищен законодательно, а в случае потери работы, он будет получать социальные выплаты от государства. Европейская модель наиболее точно выражает требования Международной организации труда. Но у нее есть и обратная сторона, которая проявляется в росте безработицы, ослаблении мотивации и стимулирующего характера дополнительных выплат.
Англо-саксонская модель предполагает отсутствие централизованного управления рынком труда. Здесь правовые институты являются более зрелыми, что дает возможность работодателям и наемным сотрудникам действовать в собственных интересах.