Особенности рынка труда
Рынок труда – это экономические отношения, возникающие между работодателем и наемным сотрудником относительно приобретения рабочей силы.
Стороны сделки получают свою выгоду. Предприниматель нанимает сотрудников для квалифицированного выполнения задач и делегирования своих обязанностей. Наемный персонал продает свои навыки и время, получая за это заработную плату. Микроэкономика рассматривает рынок труда с точки зрения соотношения предложения и спроса на рабочую силу. На макроэкономическом уровне рынок труда выступает основным элементом занятости. Он имеет следующие характеристики:
- Конкуренция между субъектами совершенная.
- Факторы производства взаимозаменяемые.
- Заработная плата измеряется по номиналу.
- Субъекты экономики ведут себя рационально.
- Каждый субъект ориентирован на реальный размер заработной платы.
Специфику рынка труда определяет товар сделки купли-продажи. Предприниматель свободен в выборе наемного персонала. Он может самостоятельно определять уровень образования сотрудника, его навыки и опыт, которые необходимы для выполнения работы. То есть, рынок труда опирается на социально-экономические и юридические институты, которые регулируют отношения между сторонами, гарантируя выполнение их требований.
Рынок труда подвержен влиянию неценовых факторов. Большое влияние на современного сотрудника оказывают престижность работы, возможность реализации творческого потенциала, знаний, развитие, обучение, гарантия безопасности и карьерного роста. Кривая спроса под влиянием этих факторов перемещается.
Таким образом, рынок труда является неотъемлемой частью национального хозяйства. Он обеспечивает производство квалифицированными кадрами, а так же решает вопросы занятости и безработицы. Чем выше уровень занятости, тем выше благосостояние населения.
Методы анализа рынка труда
Одной из задач государства является обеспечение занятости населения. Это сложный социально-экономический вопрос, который влияет на качество и стабильность жизни общества. Анализ рынка труда необходим для управления происходящими на нем процессами. Он позволяет обобщить и оценить достигнутые результаты, внести коррективы в текущие управленческие решения.
Субъектами анализа выступают:
- Работодатели.
- Профсоюзы.
- Работники.
- Государство и его исполнительные органы власти.
Объектами исследования выступают отношения социальной, информационной, экономической сферы. Структура анализа состоит из важных этапов, без которых исследование не будет полным и точным. На первом этапе осуществляется сбор информации. Для этого используются методы наблюдения, опрос и анкетирование, проведение групповых дискуссий, интервью и экспресс-анализ. Источниками данных могут стать специализированные тематические издания, электронные документы, контакты с аудиторией, специализированная научно-техническая литература.
Еще одним источником информации являются Интернет-ресурсы, которые предоставляют статистические данные, а так же помогают найти сотрудников. Домашние хозяйства через сайты трудоустройства тоже могут выбрать наиболее подходящие вакансии и установить контакт с работодателем. Наиболее точная информация создается рейтинговыми агентствами, а так же государственными организациями, занятыми в сфере труда. Фонды занятости аккумулируют информацию о количестве безработных, занятых и находящихся в поиске работы специалистах. Помимо изучения структуры рабочей силы, внимание уделяется работодателям, которые формируют спрос на рынке. Рынок должен отвечать запросам потребителей, а значит, рабочая сила должна получать востребованное образование и соответствующую квалификацию.
Методы прогнозирования рынка труда
Рынок труда динамичен, поэтому современным предприятиям приходится проводить периодическим мониторинг его изменений. Для многих менеджеров отдела кадров анализ рынка является одной из важных задач. Цель исследования – получение достоверных данных о среднем уровне заработной платы. Данные закладываются в текущие и будущие расходы предприятия на оплату труда и выплату обязательных взносов в государственные фонды. Исследование должно учитывать региональную и отраслевую специфику, структуру и размеры компенсации. Изучение работодателей позволяет понять требования к уровню образования, квалификации и опыту работы.
Результаты исследования рынка труда ложатся в основу формирования кадровой политики. В зависимости от его динамики вырабатываются принципы вознаграждения и стимулирования, подбор персонала. Так же корректируются требования к сотрудникам и политика оценки персонала. Могут вноситься коррективы в развитие и удержание персонала.
Методика исследования и прогнозирования опирается на свод данных об отрасли, размере компании, квалификационных требованиях к работнику.
В начале определяются цели и задачи, объем и критерии выборки. Важное значение играет обработка результатов. Точность исследования влияет на эффективность применения данных на практике.
Прогноз сбалансированного рынка труда включает в себя:
- Прогноз потенциального спроса на труд. Здесь рассматривается количество занятых рабочих мест, количество вакансий в службах занятости, количество рабочих мест, количество персонала к выбытию, а так же количество ликвидируемых рабочих мест.
- Прогноз потенциального предложения рабочей силы. Сюда относят показатели занятости населения, численности безработных, уволенные работники, освобожденные из тюремного заключения, инвалиды, способные к труду, лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность.
В структуре рынка труда исследуется миграция рабочей силы из региона в регион, прибытие из других стран и выбытие граждан заграницу. Важным аспектом остается взаимодействие рынка труда и образования. Здесь проводится прогноз по профессионально-квалификационному составу рынка, повышению уровня информирования населения. Так же обеспечивается взаимодействие системы профессионального образования и работодателей по вопросу трудоустройства, повышается эффективность деятельности образовательных учреждений.