Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Прогнозирование и планирование в условиях рынка

Определение 1

Прогноз — это предвидение, предсказание, в основе которого лежат определенные данные. План представляет собой порядок работы, который намечен на конкретный период.

Понятие прогнозирования и планирования

Прогнозирование и планирование являются непременными условиями успеха любой организации. Их методы со временем обогащаются и совершенствуются ускоренными темпами.

Особое значение в этом процессе экономические кризисы, происходившие в последней четверти XX в., вынудившие управленцев и экономистов разных стран искать более совершенные и новые методы управления. Второй фактор можно связать с высокоскоростным распространением информационных технологий и компьютерной техники, что сделало доступным для всех анализ перспектив и прогнозирование, позволяя провести автоматизацию, упрощение и ускорение выполнения большого числа функций.

Прогнозирование работы организаций производится с помощью оценки их перспективного развития на основании анализа рыночной конъюнктуры, изменения рыночных условий на будущий срок.

Учет итогов прогнозирования работы организаций производится в маркетинговых программах в процессе определения вероятных масштабов реализации товара, будущих изменений условий сбыта и продвижения.

Прогнозирование в качестве результата маркетинговых исследований можно считать основополагающим пунктом организации выпуска и реализации именно того товара, который необходим потребителю.

Замечание 1

Основной целью прогноза является определение тенденций и факторов, оказывающих воздействие на рыночную конъюнктуру.

Виды прогнозов

В процессе прогнозировании принято выделять следующие виды прогнозов:

  • краткосрочный прогноз (на 1 — 1,5 года),
  • среднесрочный прогноз (4 — 6 лет),
  • долгосрочный прогноз (более 10 лет).

В ходе краткосрочного прогнозирования главный акцент делается на количественную и качественную оценку изменений производственного объема, предложения и спроса, конкурентоспособности продукции и индекса цен, валютного курса, соотношение валют и кредитных условий. Также здесь принято учитывать временной (случайный) фактор.

«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

В основе долгосрочного и среднесрочного прогнозирования лежит система прогнозов, включающая конъюнктуру рынка, соотношение между спросом и предложением, ограничения в области защиты окружающей среды, международная торговля.

В ходе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, как правило, не учитываются временные и случайные факторы влияния на рынок. Если краткосрочный прогноз имеет целью количественные оценки, в первую очередь, уровня рыночных цен, то среднесрочный и долгосрочный прогноз рассматривают оценки динамики изменения цен как вероятностные.

Инструменты планирования и прогнозирования

Инструментами планирования и прогнозирования являются формализованные количественные методы:

  • факторный метод,
  • статистический анализ,
  • математическое моделирование,
  • экспертные оценки, в основе которых лежит опыт и интуиция специалистов.

При проведении прогнозирования работы организаций в области выпуска продукции производственного назначения необходим учет анализа инвестиционной политики в тех отраслях, которые потребляют соответствующую продукцию. Также ко вниманию здесь должны быть приняты тенденции развития НТП в данных отраслях, принципиально новые потребности и способы их более эффективного удовлетворения.

Осуществляя прогнозирование работы фирм, которые производят продукцию широкого потребления, специалисты берут за основу данные опросов покупателей и продавцов продукции. В этой ситуации применяется персональное и телефонное интервью, а также анкетирование.

Большая сложность характерна для прогнозирования внешнеэкономической деятельности компании. Это связано с высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером, непредсказуемостью и неопределенностью внешнеэкономических связей.

По этой причине применительно к прогнозированию внешнеэкономической деятельности компаний важно комплексно исследовать целый ряд частных рынков (отдельных государств) конкретной продукции, выявить специфические для каждого и общие для всех факторы формирования рыночной конъюнктуры. Далее проводится анализ взаимосвязи между данными рынками и синтез частных прогнозов. Здесь важно учитывать взаимодействия и взаимное влияние в системе мирового рынка этой продукции. Результаты прогноза работы предприятий (фирм) отражаются в специально предназначенных для этой цели разделах их бизнес-планов.

Планирование работы предприятий

Эффективная работа предприятий и организаций в условиях рыночной экономики возможна только при наличии планов развития, производственной программы, бизнес-плана.

Специалисты проводят разработку и обоснование планов развития организаций, используя систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.

Самым совершенным методом разработки норм считается расчетно-аналитический метод. В его рамках производится техническое обоснование норм и нормативов с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, вероятных изменений в нем.

Популярными также считаются следующие методы: хронометраж, фотография рабочего дня и др.

За основу норм берутся организационные и технико-экономические условия работы в плановом периоде.

Разработка технико-экономических норм и нормативов производится по нескольким базовым группам:

  • нормативы затрат живого труда (затраты рабочего времени на единицу готового изделия, норма выработки в единицу времени, норматив численности);
  • норма материальных затрат (удельный норматив затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих);
  • норма использования орудий труда (инструментов, машин, оборудования, механизмов и сооружений);
  • норматив организации процесса производства (длительность цикла производства, объем незавершенного производства, запас топлива, сырья и материалов);
  • норматив продолжительности освоения проектной мощности, вводимой в действие предприятием.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot