Сущность медиаэкономики
Медиаэкономика – это одна из отраслей национальной экономики, которая состоит из предприятий, выпускающих информационные услуги и рекламу.
Она оказывает услуги государству, домашним хозяйствам и частному сектору. Медиаэкономика во многом перекликается с социальными науками, так как ее субъекты функционируют в медиасфере, оказывающей влияние на общественное сознание. Прикладное направление медиаэкономики тесно связано с развитием экономической журналистики. Появление медиаэкономики стало следствием организационных, технологических и экономических факторов.
Со стороны общества к СМИ предъявляются особые требования. Прежде всего, население ждет доступа к информации, которую структурируют для них специалисты журналистики. Экономисты организуют процессы производства информации и предоставления рекламных услуг. Таким образом, функционирование медиаэкономики во многом зависит от слаженной работы социологов, журналистов и представителей медиаэкономики.
Существование медиаэкономики связано с реализацией следующих функций:
- Создание комплекса научных направлений, способных оптимизировать работу медиа сферы.
- Формирование единства медиаменеджмента, маркетинга и экономики медиапредприятий.
- Установление принципов работы субъектов хозяйствования в медиасфере и управления информацией.
- Прогнозирование в исследовании тенденций медиасистем.
- Влияние на мировоззрение общества.
- Формирование фундамента для общественных прикладных научных дисциплин.
Существование медиаэкономики направлено на разработку и внедрение моделей функционирования субъектов медиасферы. Эти модели должны благоприятным образом воздействовать на рост хозяйственных показателей медиапредприятий.
Принципы оценки медиаэкономики
Медиаэкономика, как прикладное направление экономической теории, опирается на те же законы и принципы в отношении сферы СМИ. В экономике эффективность предприятия зависит от организации производственных издержек. Уровень расходов предприятия является одним из важнейших показателей, позволяющих оценить производительность субъекта хозяйствования, объем выпуска и действующий уровень цен на благо. Специфика СМИ влияет на то, что не все предприятия подчиняются этой закономерности. Однако, экономическое правило оптимизации производственных затрат является действенным для большинства экономических агентов отрасли.
Многие предприятия СМИ не ставят основной задачей получение максимальной прибыли. Такие субъекты называются некоммерческими. Несмотря на направленность их работы, некоммерческие предприятия отрасли находятся в рыночных условиях, а значит, должны получать определенный доход. Оценка результата хозяйственной деятельности медиапредприятий происходит с помощью привычного набора показателей:
Прибыль – представляет собой результат экономической деятельности предприятия, который должен превышать производственные расходы. Она может быть полной или балансовой, чистой, бухгалтерской и экономической. Расчет прибыли производится по формуле:
Прибыль = Валовый доход – Совокупные издержки
Валовый доход = Объем выпуска • Цена продажи
Постоянные издержки – имеют постоянную величину, характеризуют те расходы, которые являются обязательными для данного бизнеса.
Переменные издержки – могут изменяться в разных временных периодах.
Расчет издержек имеет первостепенное значение в управлении медиапредприятием. Общие издержки представляют сумму постоянных и переменных издержек. Если происходит увеличение производственного выпуска, то издержки стремятся к предельным показателям. Средние издержки используются для анализа текущих расходов предприятия.
Специфика оценки работы предприятий в медиаэкономике
На перечень показателей оценки результативности работы предприятий влияют особенности производственного процесса. Сфера СМИ предполагает следующие технологические этапы создания информации:
- Производство.
- Упаковка.
- Распространение.
Первая стадия связана с созданием содержания продукта СМИ. То есть, на этом этапе осуществляется разработка текста, аудио- и видеоряда. Для создания контента используются навыки таких специалистов, как музыканты, журналисты, писатели, режиссеры, актеры. Следующая стадия упаковки предполагает объединение созданного продукта в группы. Например, для журнала или газеты, все написанные статьи объединяются в единое целое, как правило, связанное общей концепцией. Такие же процессы осуществляются на телевидении и радиостанциях. Именно на этом этапе происходит разделение СМИ. Последняя стадия в медиаиндустрии связана с распространением информации. Этот этап отличается достаточно сложным комплексом операций, характерных для каждого отдельного направления медиасферы. Печатные издания могут пользоваться услугами посредника, занимающегося распространением и продвижением продукции. Если говорить о радиостанциях и телевидении, то доведение информации осуществляется еще более сложным технологическим методом.
Знание производственных этапов СМИ необходимо для того, чтобы понимать, что каждая стадия медиапроизводства не несет особой ценности. Для того, чтобы продукт приобрел потребительскую ценность, он должен пройти все три этапа. Обязательным условием создания информационного продукта является его востребованность. Специфика продукта заключается в том, что он обретает свою форму и интерес покупателей только пройдя все стадии производства. Отрицательной чертой такой особенности можно назвать монополизацию рынка теми средствами медиасферы, которые способны регулярно выдавать качественный контент. Проявление монополии на рынке СМИ опасно тем, что продукт оказывает влияние на социальное и общественное сознание. В этом случае предприятие может стать инструментом политического и иного воздействия на широкие массы населения, формируя ту картину мира, которая выгодна инвесторам.