Определение медиаэкономики
Медиаэкономика – это отрасль экономики, в которой осуществляют свою хозяйственную деятельность медиапредприятия, реализующие специфический товар – рекламу и информационные услуги.
Это направление экономики предоставляет услуги домашним хозяйствам, государству и реальному сектору экономики. Можно сказать, что медиаэкономика является социальной наукой, так как изучает принципы ведения хозяйства медиапредприятиями. Между СМИ и медиаэкономикой существует прямая связь, основанная на функционировании экономической журналистики. Направление журналистики в экономике сформировалось под влиянием преобразований, произошедших в хозяйственных системах за последние десятилетия. Воздействие осуществлялось со стороны организационных, технологических и экономических факторов.
Существование СМИ связано с общественными задачами, которые они призваны решать. Со стороны теоретической журналистики осуществляется структуризация информационного поля, а экономисты исследуют и оптимизируют работу хозяйственных единиц. Совместная работа социологов, медиаэкономистов и журналистов позволяет создать эффективную среду для развития предприятий СМИ.
Медиаэкономика в качестве научного направления выполняет следующие функции, присущие социальным наукам:
- Создает систему научного знания, направленного на оптимизацию работы всей медиаструктуры.
- Формирует комплекс прикладных наук, которые включают в себя медиаменеджмент, экономику медиапредприятий и маркетинг в среде СМИ.
- Разрабатывает модели управления и регулирования хозяйственными единицами.
- Прогнозирует будущее состояние систем хозяйствования в СМИ.
- Оказывает влияние на общественное мировоззрения, создавая оптимальный исторический период.
- Разрабатывает методологию для прикладных дисциплин в области средств массовой информации.
Основной целью существования медиаэкономики называют разработку моделей функционирования для экономических агентов, действующих в медиапространств. С ее помощью организуется эффективная работа рассматриваемых субъектов.
Большинство ученых и иных специалистов обратили внимание на отрасль средств массовой информации по следующим причинам:
- Она быстро развивается, оказывает влияние на широкие массы людей, а также привлекает инвестиции и финансовый капитал.
- Она создает специфический товар, удовлетворяя потребности общества в досуге.
Медиаэкономика является прикладным научным направлением, определяющим принципы работы и способы повышения эффективности деятельности медиапредприятий. Результатом труда этих предприятий является досуг, на который общество тратит свое время и средства. На первый взгляд кажется, что информационные услуги СМИ являются бесплатными для потребителя. Однако, на их потребление он расходует самый ценный, с экономической точки зрения ресурс – время. Кроме того, развитие медиаэкономики связано с тем, что общий уровень образованности населения растет, а значит, увеличивается потребность в качественном досуге. Например, в США уровень потребности и трат времени и средств на развлечения и информацию продолжает неуклонно расти из года в год.
Основная задача медиаэкономики заключается в оптимизации работы предприятий соответствующей сферы деятельности. С их помощью производится общественное благо. Помимо того, медиаэкономическое направление экономической науки направлено на изучение медиарынков и исследование поведения производителей и покупателей медиауслуг.
Часто для изучения потенциала медиаэкономики используются инструменты политологии. Связано это с тем, что СМИ являются мощным инструментом воздействия на сознание большого количества людей.
Медиаэкономика в международной практике
На сегодняшний день европейские медиаструктуры находятся под влиянием СМИ Соединенных Штатов Америки. Неравное соотношение между импортом и экспортом медиауслуг воздействует на экономику европейского медиасектора. Сам Евросоюз придерживается принципов протекционизма СМИ, с целью сохранения самобытности европейской журналистики и медиауслуг. Политика в области развития СМИ Европы направлена на поддержание аудиовизуальной сферы коммуникации, а также сохранение культурного наследия средствами юридических норм и правил. Одним из ведущих документов, определяющих европейскую политику в области медиаэкономики является «Европейская конвенция о трансграничном телевидении», которая была принята в 1989 году и отредактирована в 1998.
В США телеиндустрия находится под государственным контролем. На первоначальном этапе регулирование затрагивало принципы распределения частот вещания. Федеральная Комиссия Связи до середины пятидесятых жестко контролировала этот процесс. С ее стороны были введены ограничения на владение частотами. В семидесятых было принято решение о перекрестном владении.
Если рассматривать политику различных западных стран в области медиаэкономики, то хорошим примером может послужить Франция. В ней большое внимание уделяется популяризации французского кинематографа не только за пределами, но и внутри страны. Некоторые французские каналы встретили бурное общественно осуждение при попытке расширить число программ американского производства. В Швеции государство выделяет средства на создание телепрограмм и фильмов шведского производства. Широко используется частичное финансирование различных проектов в области СМИ. Норвегия и Исландия так же расширяют потенциал государственных дотаций медиаэкономике. В каждой скандинавской стране Европы есть специальные национальные организации, занимающиеся распределением средств для нужд развития СМИ. Несмотря на то, что американский контент обходится европейским каналам в разы дешевле, зрители Европы отдают предпочтение продуктам национального производства. Можно сказать, что в мировых СМИ наблюдается тенденция к сохранению самобытности и культуры собственного вещания.