Газетная индустрия – это старейшая медиаиндустрия, началом которой стало изобретение книгопечатания.
Особенности газетной индустрии
Все современные СМИ кардинально различаются по принципам производства и распространения. Данные принципиальные отличия существенно сказываются на экономических особенностях секторов медиаиндустрии. Отличительные черты имеет также и газетная индустрия.
Для газетной индустрии характерны следующие четыре особенности, оказывающие прямое воздействие на достижение эффекта масштабности производства, а также на формирование цен:
- Газета является продуктом с высокой ценой первой копии;
- Все этапы газетного производства находятся в тесной взаимосвязи между собой;
- Эффективность распространения газет влияет не только на общую конечную ее стоимость, но и на отношение аудитории к ней;
- Реклама в газетах – это не только источник доходов, но и источник полноценной информации, что не характерно для иных СМИ.
Рассмотрим перечисленные особенности подробнее.
Первая самая очевидная особенность газетной индустрии связана с тем, что большая часть издержек в ней приходится на постоянные издержки. Данное положение применимо ко всем секторам полиграфического производства – не только газетного, но и журнального, книгоиздательского. Под постоянными издержками понимаются издержки, не изменяемые при сокращении/увеличении тиража издания. Постоянные издержки в газете и журнале – это совокупность неиздательских расходов (сбор и обработка информации, набор текста, верстка номера, расходы на управление, рекламу и т.д.). Стоимость производства первой копии складывается из затрат, которые связаны с производством содержания – аналитических материалов, новостей, фотографий, рекламы. Цена первой копии – это самый важный показатель затрат в газетной индустрии. Данные затраты не зависят от величины конечного тиража. Чтобы произвести первую копию, издание может затратить около 40% от всех расходов.
Согласно общей логике «эффекта масштаба» - с увеличением тиража издания, средние издержки уменьшаются. Из этого следует, что для разных изданий стоимость первой копии будет различной. Это зависит от многих факторов:
- От уровня квалификации журналистского состава (чем выше квалификация и известность журналистов, тем больше их гонорары, соответственно и стоимость первого издания);
- От территории сбора информации (стоимость сбора информации в одном городе будет ниже стоимости сбора в масштабах страны или мира);
- От редакционной политики (как правило расходы деловых изданий велики, поскольку оплата аналитических материалов происходит по более высокому тарифу нежели новостных);
- От объемов издания и т.д.
Рассматриваемая экономическая особенность печатных СМИ отражается на конкурентных стратегиях газетных рынков. Тенденции концентрации и монополизации в газетной индустрии обусловлены стремлениями к оптимизации затрат и увеличению своей доли на рынке. Гораздо выгоднее издавать газету с большим тиражом, чем несколько с маленькими.
Тесная связь стадий газетного производства между собой. Если изменяется одна стадия, то это ведет к автоматическому изменению других стадий. Как уже было отмечено, с увеличением тиража уменьшаются средние постоянные издержки. Также с увеличением изменяются и средние переменные издержки. К средним издержкам относятся: стоимость бумаги, краски, оплата труда рабочих типографии, которые растут вместе с ростом тиража. Тесная связь стадий газетного производства также проявляется и в большом взаимовлиянии, возникающем между технологическим процессом, качеством электронного и механического оборудования, человеческим фактором. Современные газеты должны постоянно обновлять полиграфическую базу, редакции – широко применять автоматизированные системы обработки данных и т.д. При этом нисколько не снижается важность творческой составляющей.
На общую стоимость и на отношение аудитории к газете большое влияние оказывает эффективность ее распространения. Ежедневные газеты обладают определенным «сроком годности», который определяется актуальностью информации. Именно поэтому своевременная доставка газет определяет их популярность. В странах с хорошими условиями доступа читателей к прессе наблюдается наиболее высокая численность аудитории.
Доставка газет в России – это одна из основных проблем газетной индустрии. В стране нет практики ранней доставки прессы. Многие люди получают газеты уже по возвращении с работы, а информация, содержащаяся в них, относится к прошедшим суткам.
Четвертая особенность газетной индустрии – двойная реклама. Газеты, как и все СМИ, действуют как на рынке товаров, так и на рынке услуг. Реклама для газет – это основной источник доходов. Для российских изданий доход от рекламы в среднем составляет 40-45%, что является достаточно большой суммой. При этом реклама в газетах – это не какой-то «довесок» к материалам номера, а полноценное содержание, которое не менее интересно читателям.
Характерные черты газетной индустрии в информационно богатых странах
Газетная индустрия в информационно богатых государствах – это старейшая медиаиндустрия, зародившаяся после изобретения книгопечатания. Развитие газетной индустрии имеет хорошо документированную историю, демонстрирующую преодоление практически всеми развитыми странами пика развития. Так, максимальный газетный тираж был зафиксирован во Франции в 1950 году.
Появление современной газетной индустрии связано со становлением рыночной экономики, техническим прогрессом и развитием гражданского общества. Это позволило достичь газетным изданиям масштабности производства.
Последние десятилетия 20-го века характеризовались положительной динамикой газетной индустрии в информационно богатых странах. Увеличивались расходы и прибыль газетных компаний в США, высокое количество сделок на газетном рынке сохранялось, стоимость газетной собственности достигла своего максимума. Во Франции и Италии увеличивался уровень распространения, восстанавливались позиции прессы на рынке рекламы.