Характеристика квазирынка
Все рыночные отношения в современной экономической системе – это сложный механизм взаимодействия и развития. В этом механизме все настолько сложно, что он порождает различные элементы экономических и финансовых отношений, которые, порой, слабо известны и понятны обычным людям.
Так, например, понятие квазирынка малоизвестное, но в достаточной степени важное для современных экономических и рыночных процессов.
Квазирынок – это рынок, созданный искусственным путем, для того чтобы развивать и делать эффективными рыночные процессы, которые в этой сфере слабо развиты.
Квазирынки способны создаваться именно там, где это необходимо. Причем, надо заметить, что именно государство выступает инициатором создания и поддержания таких рынков, с целью повышения конкуренции.
На сегодняшний день на современных рынка существует условие конкуренции, которое необходимо для его развития и эффективной работы. Но есть определенные отрасли производства или хозяйствования, а также торговли, где конкуренция очень слабая или отсутствует в принципе. В этом случае необходима так называемая «невидимая рука», которая будет управлять рыночными отношениями именно в этом секторе рыночных взаимоотношений.
Высказывание «невидимая рука» и «квазирынок» давно сроднились и стали часто используемыми в экономической деятельности.
Сущность управления квазирынками
Экономисты и ведущие рыночные деятели, совместно с государственными структурами придумали управления проблемными сферами производства за счет квазирынков совсем недавно. Основными аспектами управления квазирынков являются следущие:
- Управление начинается с двух основных сторон рынка – это потребитель и производитель. Рынок производства, где слабо развиты рыночные отношения постоянно нуждается в урегулировании конфликтов и недопонимания со стороны производителей и потребителей. Это связано, прежде всего, с тем, что, производитель, не имея практически аналогов своего товара на рынке, устанавливает свои правила игры, которые в меньшей степени устраивают его покупателей. Это порождает негативные явления и не эффективную конкуренцию на таком рынке;
- Квазирынки создаются специально, надо отметить, что они явно не вмешиваются в сам процесс производства и перераспределения товара в сферах, где рыночные отношения не развитые. Однако, надо заметить, что специальные органы по управления разрабатывают специальные мероприятия, направленные на устранение проблем и повышение эффективности работы на подобных рынках. Основным условием развитие считается создание искусственной конкуренции в таких сферах производства, чтобы создать условия, при которых производитель товара начнет менять политику ценообразования, качества, производства своего товара и ассортимента;
- Стратегия управления на основе разделение поставщиков товара на рынок со слабой конкуренцией. На рынках со слабой конкуренцией участники стремятся образовать монополистический союз для наиболее быстрого и эффективного достижения желаемого финансового результата. Более крупные компании подавляют малые, делая их своими союзниками или вводя их в свой бизнес, что приводит к еще большему снижению конкуренции, что недопустимо в условиях рыночных отношениях. Квазирынки с помощью управленческих маневров пытаются различными способами разделить поставщиков товара на рынок, чтобы каждый из них работал самостоятельно и обособленно, что создать требуемую конкуренцию на рынке, а не монополию.
Квазирынки в большей степени преследуют интересы покупателей, а не производителей, отстаивая их интересы на рыночной арене. Поэтому вся сущность управления опирается на политику защиты прав и интересов потребителей товара.
Квазирынки и финансовая политика государства
Квазирынки активно влияют на:
- экономику страны;
- финансовые рынки.
Эта зависимость обоснована тем, что на конкурентном рынке активное развитие идет финансовых отношений, а на монополистических, наоборот, замедление финансового оборота, так как мало участников рынка , что снижает финансовую активность.
Финансовая система и само понятие финансов возникло очень давно. Прежде всего, их появление связывают с товарными отношениями, когда производители начали продавать то, что они производят. Ранее натуральное хозяйство предполагало самостоятельное и полное потребление того, что производится. В дальнейшем, это стало подлежать обмену, а еще дальше продаже. Когда появились продажи товара, появились и финансы.
Современная финансовая система – это механизм, аккумулирующий все денежные процессы, протекающие внутри рынка с целью повышения эффективности работы всей экономической системы страны.
Без финансов государство не может быть образовано и существовать в принципе. Поэтому можно считать, что деньги и государство две неделимые части одного целого.
На сегодняшний день ни одно современное предприятие не работает без финансовой политики, так как именно она является:
- рычагом рынка;
- инструментом работы на рынке.
Люди, а точнее потребители становятся основным объектом деятельности торговых и производственных предприятий. Именно потребители обладают покупательской способностью, которая и формирует финансы компании на рынке.
Сейчас финансовая политика неотъемлемый элемент деятельности любой компании на рынке, так как именно финансы формируют фундамент развития и расширения деятельности этой компании на современном рынке.
Квазирынки способствуют активному развитию финансовой политики, так как мотивируют производителей создавать здоровые конкурентные рынки, что будет способствовать активному спросу на таких рынках, а, следовательно, и развитию финансовых отношений, и экономики страны в целом.
Таким образом, квазирынки – это искусственно созданные отношения между государством и участниками рыночных отношений. Сущность таких рынков заключается в восстановлении нормальных, адекватных конкурентных отношений внутри проблемных отраслях производства с нездоровой финансовой и товарной политикой.