Конкуренция: сущность и виды
Конкуренция – это соперничество, разворачивающееся между субъектами экономики за факторы производства и рынки сбыта.
Экономические системы строятся на основе воспроизводственного процесса, где основная нагрузка ложится на предприятия. В зависимости от модели хозяйствования происходит их взаимодействие друг с другом, формируется цена, распределяются доли потребительского спроса. Большинство стран перешло к рыночной модели хозяйствования, для которой характерны свобода субъектов, многообразие форм собственности, рыночное ценообразование и ограниченная роль государства. Каждый экономический агент преследует собственные интересы. Происходит пересечение этих интересов, которое и вызывает конкурентную борьбу.
Конкуренция является двигателем экономического роста и развития. Субъектам необходимо постоянно совершенствовать свою производственную деятельность, чтобы удерживаться на рынке длительное время. Сегодня залогом конкурентоспособности являются минимизация расходов и максимизация прибыли за счет увеличения выручки.
В экономических системах конкуренция имеет 4 аспекта:
- Ее правила едины для всех участников.
- Она является мерой состязательности на рынке.
- Саморегулирование рынка осуществляется за счет конкуренции.
- Конкуренция определяет тип отраслевых структур.
Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Первая характерна для идеальных теоретических систем, где участники не оказывают существенного влияния на рынок. Условия совершенной конкуренции используются для разработки модели, к которой необходимо стремиться. В практической деятельности действует несовершенная конкуренция и ее формы – монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Таким образом, конкуренция является одними из элементов рыночной экономики. Государство может вмешиваться в экономику для того, чтобы поддерживать справедливую конкурентную борьбу, так как она оказывает стимулирующее воздействие на экономику.
Недобросовестная конкуренция: сущность, методы и формы
Недобросовестная конкуренция проявляется тогда, когда происходит нарушение общих правил и норм ведения справедливого соперничества, а также этических принципов и неписанных правил сосуществования в единой системе экономических отношений.
Разделение конкуренции на добросовестную и недобросовестную, началось на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Впервые ее регулирование на законодательном уровне было обозначено в Парижской конвенции по охране собственности промышленности.
Развитые страны используют законодательство для поддержания справедливой конкуренции, а также усиливают антимонопольную политику. Во многих странах запрещены следующие виды недобросовестной конкуренции:
- Демпинг – искусственное занижение цен для вытеснения конкурента с рынка.
- Тайный сговор или образование картелей. Эта форма характерна для олигополии, где производители могут вступить в договоренность с целью вытеснения конкурентов, либо установления высоких барьеров входа на рынок.
- Предоставление ложной информации.
- Мошенничество и другие методы.
Существует форма недобросовестной конкуренции, когда поставщик специально создает препятствия для заказчика. Он может повлиять и на других поставщиков и отношения с ними. Сложнее всего привлечь именно эту категорию нарушителей.
В сфере монополии действует антимонопольная служба. Монополист изначально обладает практически полной рыночной властью. Он может влиять на объем выпуска и цены, а потребителям придется смириться с установленными им правилами. Монополии часто складываются в сферах ЖКХ, добычи полезных ископаемых и иных естественных сферах, где повышение цен может негативно повлиять на экономическую безопасность. Антимонопольная политика необходима для того, чтобы сделать блага, создаваемые монополистами, доступными для всех категорий граждан и организаций.
Криминализация бизнеса
Криминализация бизнеса осуществляется в теневом секторе экономики. Постепенное выведение хозяйственных операций из-под официального надзора и налогообложения, стимулирует развитие криминальных отношений. Степень экономической преступности зависит от политических, социальных и хозяйственных. Для России характерны следующие черты криминализации бизнеса:
- Преступления хорошо скрыты от официальной системы.
- Методы преступного ведения бизнеса постоянно совершенствуются.
- Активное участие организованных преступных группировок.
- Слияние уголовной и экономической преступности.
- 5.Установление криминальных связей между регионами и странами.
- Повышение эффективности системы легализации доходов.
Причинами криминализации бизнеса обычно называют снижение способности государства стратегически и тактически управлять экономикой. Отсутствие структурированного подхода стимулирует появление криминальных организаций и форм хозяйствования. На фоне этого развиваются нелегальные методы финансового обращения. Они поддерживают различные формы легализации криминальных доходов. Участие в легальной деятельности становится не выгодным, что делает криминальный бизнес более привлекательным. Так же увеличение его доли сказывается на дестабилизации работе предприятий, относящихся к официальной системе экономики.
Криминальный бизнес становится ответом на жесткую экономическую политику государства, особенно в сфере налогообложения. Еще одним элементом, усугубляющем криминализацию бизнеса является коррупция. Она проникает во все властные структуры. С одной стороны, она делает экономическую ситуацию и бизнес-процессы прозрачными и понятными. С другой стороны, коррупция негативным образом сказывается не только на хозяйственной системе, но и на отношениях внутри нее.
Криминальный бизнес стал следствием усиления теневого сектора экономики. Эта одна из форм нелегального получения дохода.