Сущность конкуренции
Конкуренция – это вид соперничества между субъектами экономик за лучшие условия деятельности.
Экономика базируется на производственном процессе, который состоит из создания, распределения, сбыта и конечного потребления. Субъекты могут функционировать на всех этапах под влиянием рыночного механизма. Но основная задача теоретической экономики заключается в том, чтобы максимально рационально использовать доступные ресурсы для удовлетворения потребностей общества.
Каждый экономический агент стремится к улучшению своего положения. Покупатель хочет получить максимальную пользу при адекватных затратах. Производитель делает все, чтобы его прибыль росла. Государство заинтересовано в нормальном взаимодействий домашних хозяйств и реального сектора, а так же в их развитии, так как это влияет на его доходы и функционирование.
Стоит отметить, что в экономике речь идет о деловой конкуренции. Она имеет следующие отличительные характеристики:
- Правила рынка едины для всех участников.
- Конкуренция проявляется как состязание.
- Она оказывает регулирующее влияние на экономику.
- Определяет особенности отраслевого рынка.
Выделяют два вида конкуренции – совершенную и несовершенную. Первая существует только в теории, так как в реальной жизни таких параметров достичь невозможно. Для нее характерны большое число участников экономических отношений, доступность и прозрачность рыночной информации. Государственное регулирование осуществляется косвенно через финансовую систему. В реальности действует несовершенная конкуренция, где каждый участник стремится получить свою выгоду, тем самым пересекаясь с интересами других агентов.
Виды рыночных структур
Рыночная структура представляет собой комбинацию характерных признаков организации рынка. Каждый ее тип имеет отличительные особенности, которые влияют на формирование цен. Так же они определяют принципы взаимодействия субъектов и другие аспекты работы рынка. Степень конкуренции в них так же различается. Их ключевыми особенностями являются:
- Количество продавцов.
- Размер предприятий.
- Количество покупателей.
- Ассортимент благ.
- Барьеры входа и выхода.
- Прозрачность, полнота, а главное доступ к рыночной информации.
- Возможность влиять на уровень цен.
Самым важным аспектом является уровень конкурентной борьбы, т. е. возможность одного экономического агента повлиять на всю конъюнктуру рынка. Конкуренция тем выше, чем меньше такое влияние. Долгое время субъекты экономики конкурировали по цене, но в последнее время на первый план вышли неценовые факторы. Сюда относят качество товара, его дизайн, сервис, психологические ожидания покупателей и другое.
Теоретическая наука выделяет 4 основных типа рыночных структур, среди которых совершенная или чистая конкуренция, олигополия, чистая монополия и монополистическая конкуренция. Совершенная конкуренция, как было указано выше, характеризуется большим числом продавцов, которые не могут оказать существенного влияния на работу рынка. Иначе дело обстоит в монополистической конкуренции. Здесь так же много продавцов, но каждый из них стремится монополизировать свою нишу. То есть, производители выпускают схожие, но не полностью идентичные товары или услуги, а покупатель выбирает благо под свой вопрос. Соперничество ведется неценовыми способами. Выход и вход на рынок достаточно легкие. Олигополия характеризуется небольшим числом продавцов, которые в силу естественных причин делят рынок примерно в равных долях и придерживаются схожего уровня цен. Обычно существует лидер, а остальные компании подтягиваются под его показатели. Вход на такой рынок требует больших капитальных затрат и организации высокотехнологического производства. Самой властной рыночной структурой является монополия. Здесь один продавец определяет объем выпуска и уровень цен.
Особенности рыночных структур
Монополии проявляются в отраслях, где положительный эффект возможен только от масштаба. Их власть ограничивается антимонопольным законодательством для того, чтобы сохранить доступность товаров и услуг для широкого круга населения. Отличительными особенностями монополии являются:
- Один продавец.
- Предприятие обычно крупное.
- Покупателей может быть множество или несколько
- Товар уникален и не имеет заменителей.
- Полный контроль над ценой.
- Доступ на рынок полностью заблокирован.
- Барьеры входа практически непреодолимы.
- Конкурентная борьба отсутствует.
Олигополии складываются в высокотехнологичных отраслях, либо в производствах со сложным технологическим циклом. Это могут быть отрасли машиностроения, автомобиле-, судо-, авиастроения и другие. Вход на такой рынок затруднен. Несмотря на то, что картели запрещены, на рынке наступает такая ситуация, когда, не сговариваясь, олигополисты держат цены на очень низком уровне, поэтому вход на рынок будет разрушительным для новой фирмы. Если в олигополии изменяются цены, то конкуренты могут повторить этот процесс, либо игнорировать.
Массовое производство породило такое явление, как монополистическая конкуренция. Она характеризуется свободным входом и выходом на рынок. Вложения в бизнес необходимы, но не значительны, как в других рыночных структурах. Спрос на таком рынке эластичен, а контроль фирм сильно ограничен их количеством. Примером может послужить рынок косметических товаров, пищевая промышленность, фармацевтика и так далее. Различия продукции могут проявляться не только в качестве и ассортименте, но и в сервисе, дополнительных услугах. Для покупателя важными могут стать гарантия, удобство доставки, наличие технической поддержки, возможность использовать рассрочку. Здесь большое количество продавцов малого и среднего бизнеса. Покупателей на рынке тоже достаточно много. Контроль над рынком ограничен, а методы борьбы носят преимущественно неценовой характер.