Роль государства в регулировании командной экономики
Командная экономика — это экономическая система, главная роль в регулировании которой отведена государству.
В данной системе государство решает, какие товары и в каком объеме необходимо производить, для кого и как производить. Государство играет в экономике роль главного регулятора, поскольку в этой системе государственная собственность превалирует на все основные производственные фонды, то есть почти все экономические ресурсы принадлежат всему населению, проживающему в стране. Государство от имени населения управляет и распределяет все основные экономические ресурсы, а также контролирует их использование.
Незначительная доля частной собственности или ее отсутствие является причиной того, что в командной экономике е рынка нет. Рынок заменен централизованным планированием, распределением и снабжением. В то же время элементы рынка все же присутствуют. Произведенную продукцию считают товаром, однако цена на нее устанавливается государством. Роль посредника между продавцом и покупателем играют торговые учреждения.
Административные методы регулирования командной экономики
В условиях командной экономики свою регулирующую функцию государство реализует преимущественно с помощью административных методов.
Административные методы регулирования экономики подразумевают прямое участие государства в деятельности хозяйствующих субъектов путем ограничения свободы их выбора.
К прямым административным методам регулирования относят:
- принятие нормативно-законодательных актов и положений;
- управление государственной собственностью посредством регулирования деятельности компаний государственного сектора, размещения государственных заказов, выдачи государственных кредитов и субсидий;
- квотирование и лицензирование;
- применение ограничительных мер и санкций.
Косвенными административными методами регулирования командной экономики являются:
- разработка и утверждение бюджетов всех уровней;
- определение принципов налогообложения и налоговой политики;
- определение минимального размера оплаты труда;
- регулирование цен на товары и услуги.
Административные методы регулирования противоположны сущности рынка, с их помощью блокируется действие определенных рыночных регуляторов. Когда для предприятия, к примеру, директивно установлены объемы производства и размер поставок сырья, оно не в состоянии адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, увеличивая или сокращая выпуск. Чем шире область действия административных методов, тем ниже эффективность и уже сфера функционирования рыночных отношений как таковых.
Принципы регулирования командной системы
Административно-командная система построена на принципе директивного планирования. Разработанный центром план — это основной закон административной системы. С учетом данного плана отраслевые министерства и ведомства разрабатывают задания для отдельных отраслей, а затем для предприятий, колхозов, строек с выделением необходимых материальных ресурсов.
Всю произведенную продукцию предприятие передает в распоряжение вышестоящему органу по материально-техническому снабжению или торговле, который и доводит данную продукцию до конечного потребителя.
Экономические методы регулирования экономики в административно-командной системе носят формальный характер, поскольку заработная плата определяется из центра, а все накопления любого предприятия изымаются в бюджеты разных уровней.
Мотивация труда в командной экономике построена на следующих принципах. Для всех категорий работников централизованно устанавливается служебный оклад, одинаковый для всей страны. Предусматривается дополнительное премирование за выполнение государственного плана, причем фонд премирования имеет ограниченные размеры и распределяется строго по указаниям начальства. Административное принуждение и поощрение играет значительную роль в системе мотивации персонала. В качестве поощрения выступает, как правило, продвижение по карьерной лестнице, а в качестве принуждения – выговор или наказание.