Понятие интернационализации
Современная мировая экономика имеет множество тенденций развития - тенденции изменения структуры производства и потребления, повышения уровня образования, качественных изменений в процессе труда, увеличения внимания к окружающей среде, изменения и информатизации общественной жизни, возрождения малого и среднего бизнеса. Вместе с тем ведущими тенденциями к началу 21 века стали интернационализация хозяйственной жизни и интеграция национальных хозяйств.
Интернационализация экономики – процесс, охватывающий все сферы общественного производства, проявляющийся в возникновении и активном развитии устойчивых связей между национальными хозяйствами разных стран, это переход от замкнутой экономики к системе открытого типа, которая обращена к внешнему рынку.
Факторы, способствующие интернационализации
Мотивы интернационализации имеют разные приоритеты для разных стран.
Наиболее распространенные факторы, которые способствуют интернационализации экономики и хозяйственной жизни:
- Влияние государства. Оно стимулирует экспортное производство, поощряет вывоз товаров и услуг, содействует кооперации с зарубежными фирмами и развитию внешнеэкономических связей, создает прочную правовую основу, способствующую притоку из-за рубежа рабочей силы, технологий, инвестиций, информации;
- Появление транснациональных компаний, интернационализирующих международный экономический обмен, переход стран к более открытой экономике;
- Развитие прогресса 20 века в части транснациональных и информационных средств связи;
- Распространение научно-технической революции, что привело к росту специализации и кооперации производства на международном уровне, расширению границ внутренних рынков для крупномасштабных, специализированных производств.
Интернационализация - экономические и внутрифирменные аспекты
Причины, вызвавшие возникновение интернационализации, можно разделить на экономические и внутрифирменные.
Если рассматривать вопрос с экономической стороны, то основной причиной выхода предприятий на международный рынок является стремление к снижению издержек и получению доступа к уникальным ресурсам, увеличению масштабов производства, к лучшему использованию имеющихся производственных мощностей, стремление приблизиться к потребителю, а также ожидание ухудшения экономического состояния своей страны.
Выход на международный рынок позволяет быстро совершенствовать процесс производства, обеспечить более высокую рентабельность оборота, а также уменьшить долю постоянных затрат в себестоимости продукции. При переносе производства в зарубежную страну можно сократить издержки за счет более дешевых производственных ресурсов. Снижение издержек доступно и при размещении предприятия близко к рынкам сбыта, в этом случае предприятие также сможет более гибко реагировать на изменения спроса.
Другой причиной интернационализации в рамках экономического аспекта являются различия в законодательстве разных стран, подразумевающие также получение различных льгот и уменьшение налоговых выплат.
Если рассматривать вопрос со стороны процессов в организации, то топ-менеджеры предприятий используют любую возможность повышения престижа компании, сделать что-то полезное для развития других стран, они ориентируются на прошлый опыт высших управляющих, а также впечатления от зарубежных путешествий.
Также огромную роль играет стремление приобрести известность экспортера и обеспечить преимущества перед конкурентами в своей стране, возможность получения иностранной валюты, стремление получить ценное "ноу-хау".