Понятие торговли в экономике
Торговля является одной из древнейших форм хозяйственных взаимоотношений между людьми. Первые формы обмена преобразовались в сделки купли и продаже благодаря появлению денег, как эквивалента ценности и средства расчетов. Специализация труда так же повлияла на торговлю. Появилось разнообразие благ, которое стимулировало коммерческие отношения. Еще одним важным событием в данной сфере стал период больших географических открытий, который лег в основу международной торговли. С этого периода началось стремление к накоплению капитала.
С точки зрения экономики, торговля представляет собой особый род взаимоотношений между субъектов, в основе которых лежит сделка купли-продажи или товарного обмена. Кроме того, в комплекс торговли входят все сопутствующие операции, такие как сервисное обслуживание, хранение продукции, товарная подготовка, организация сделки.
В более узком понимании торговля представляет собой процесс формирования договоренности относительно какой-либо сделки. В основе торговли лежит обмен, который осуществляется при помощи денежных средств, как инструмента расчетов. Однако, до сих пор существует бартерный обмен, представляющий собой взаиморасчеты с использованием товаров или услуг.
В настоящее время торговля выделена в отдельный экономический сектор, так как она предполагает специализацию труда, а также формирует часть промышленного капитала. Сущность торговли сводится к посредничеству между двумя экономическими субъектами при пересечении их взаимных интересов. Она позволяет осуществить передачу товаров и услуг от производителя к потребителю или между производителями.
Торговля важна и для макроэкономических показателей. Она приносит достаточно значимую часть налоговых отчислений в государственный бюджет. Кроме того, торговля способствует развитию хозяйственных отношений, укрепляет международные связи, лежит в основе экономического роста.
Сущность торговой политики
Торговая политика рассматривается относительно национальной хозяйственной системы. Борьба между торговыми системами стран чаще всего возникает на международной арене. В целях защиты собственных интересов государства придерживаются определенной линии поведения в осуществлении торговли внутри и вне страны.
Сущность торговой политики сводится к определенным принципам воздействия на международные торговые связи через субсидии, налоги, инструменты регулирования и стимулирования международных отношений. Обычно, в сфере торговой политики используется два основных направления – либерализм и протекционизм. Некоторые государства придерживаются свободы в торговле, то есть они минимизируют вмешательство в естественные процессы торговых операций.
Политика либерализации в торговой политике включает в себя следующие положения:
- влияние на усиление конкуренции;
- открытие границ для притока импорта в целях стимулирования внутреннего производства;
- минимизация торговых барьеров.
- Протекционизм имеет противоположную направленность либерализации:
- предполагает закрытие внутреннего рынка в целях защиты от импорта;
- стремление к захвату внешних рынков;
- установление торговых барьеров.
Осуществление регулирования в сфере торговой политики может проводиться на национальном и международном уровнях. Внутри страны все силы обычно направлены на управление объемами экспорта и импорта. Если государство выбирает направление в области стимулирования экспорта, то здесь могут применяться финансово-кредитные и организационные методы. В первом случае применяются субсидии, предоставляются государственные кредиты или стимулируются частные инвестиции, а также вводятся льготы для страхования международных сделок, могут аннулироваться сборы на экспорт. К организационным методам относят создание специальных квалифицированных информационных и консалтинговых компаний в сфере международной торговли. Сюда же относят подготовку специализированных кадров и государственную поддержку при заключении торговых сделок.
Управление импортом в основном предполагает использование методов, ограничивающих ввоз продукции иностранных производителей. Обычно применяются инструменты таможенной политики и изменения в области сборов и пошлин.
Инструменты торговой политики
В зависимости от выбранной линии поведения в области торговой политики определяется набор инструментов, позволяющий достичь поставленных целей. Все инструменты торговой политики можно разделить на следующие группы:
- Таможенные пошлины и тарифы.
- Квоты на импорт.
- Барьеры нетарифного плана (лицензирование, стандарты качества, методы запретов).
- Экспортные ограничения.
- Субсидии и пошлины
- Противодемпинговые мероприятия.
По сути, все инструменты делятся на тарифные, применяемые в области таможенного права, и нетарифные – количественные и методы скрытого протекционизма.
Основная задача торговой политики заключается в стимулировании внутреннего производства, а также осуществлении помощи для экспортных операций. Все это делается для того, чтобы увеличить внешние рынки сбыта, тем самым создать благоприятные условия для ведения конкурентной борьбы. Ограничение ввоза иностранной продукции обеспечивает внутреннюю экономическую стабильность, защищает интересы национального производителя, создает условия для развития производства.
Подбор инструментария важен, но также необходимо отслеживать результативность выбранного направления. Для этого проводится оценка эффективности проводимой торговой политики. С этой целью проводится анализ внешнеэкономического положения страны. Прежде всего, оценивается объем импорта, степень его влияния на внутреннюю экономику, а также зависимость внутреннего рынка от импортируемой продукции. Анализ экспорта сводится к определению степени открытости экономики страны, ее готовности конкурировать на международном рынке. Суммарный показатель экспорта и импорта дает понимание об объеме внешнеторгового оборота. Расчет квоты по внешней торговли позволяет оценить способность торговой политики оказывать положительное воздействие на экономический рост.