Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Торговая политика: понятие, цели, задачи, инструменты. Оценка эффективности

Сущность понятия «торговая политика»

Определение 1

Торговая политика – это политика государства, проводимая в рамках международных торговых отношений.

Современное мировое экономическое пространство характеризуется открытостью и большим количеством связей между субъектами экономики разных стран. Внешняя торговля развивается достаточно давно. Сегодня в основе международных торговых отношений лежит разделение труда. Оно заключается в том, что страны специализируются на производстве товаров и услуг, чье создание обойдется дешевле, чем цена реализации на мировом рынке. Для этого у страны должно быть достаточно ресурсов. Если же производство будет слишком дорогостоящим, то будет выгоднее приобретать товары и услуги у иностранных государств.

Статья: Торговая политика: понятие, цели, задачи, инструменты. Оценка эффективности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Внешнеторговая политика предусматривает регулирование следующих направлений:

  1. Введение тарифов.
  2. Предоставление торговых субсидий.
  3. Установление квот.
  4. Заключение соглашений о добровольном ограничении экспорта.
  5. Использование нетарифных торговых барьеров.
  6. Введение ограничений на учреждение иностранных предприятий.
  7. Регулирование внешней торговли услугами.

Инструментом воздействия на внешнеторговые связи являются правовая и таможенная системы страны. Так же государство может придерживаться политики протекционизма или свободной торговли в организации взаимодействия с иностранными контрагентами. Выбор направления зависит от текущей ситуации и стратегических целей.

Оптимизацией торговых отношений занимается множество международных организаций, среди которых Всемирная торговая организаций, региональные группировки стран. Последние создают свои союзы и объединения, действующие на основе постепенно вырабатываемых норм и правил.

Управление торговой политикой оказывает влияние не только на доходы национального хозяйства, но и на решение внутренних проблем государства. Если страна является неактивным участником торговых отношений, то это влияет на уровень ее инновационного, социально-экономического развития. Внешнеэкономические связи способствуют привлечению иностранных инвестиций, кооперации, поддерживают цели политики в области роста макроэкономических показателей.

«Торговая политика: понятие, цели, задачи, инструменты. Оценка эффективности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Задачи и инструменты торговой политики

Каждая страна преследует свои интересы на международном рынке. Китай наращивает свое присутствие и увеличивает объемы экспорта. Россия расширяет рынки сбыта сырья. Задача внешнеторговой политики связана с необходимостью создать условия для интеграции стран в мировое экономическое пространство. Это дает возможность защитить целостность и интересы стран и избежать их взаимной или односторонней зависимости друг от друга.

Государственная власть придерживается политики протекционизма или свободной торговли. Сегодня ситуация в мире заставляет власть искать баланс между этими двумя направлениями, чтобы с одной стороны сохранить собственную независимость, а с другой активнее развивать экономические связи. Если рассматривать развитые экономики, то в них соотношение товаров и услуг, отданных на долю свободной торговли, выглядит следующим образом:

  • США – 40%
  • Япония – 47%.
  • Канада – 35%.
  • Норвегия – 46%.

Линия поведения определяет набор инструментов, которые используются для регулирования взаимодействия с другими странами. К инструментам внешней торговли относят таможенные пошлины и тарифы, квотирование импорта, лицензирование, внедрение стандартов качества, введение экспортных ограничений, пошлины, субсидии, противодемпинговые мероприятия.

То есть все инструменты внешнеторгового регулирования являются тарифными и нетарифными. Первые организуются с помощью таможенной политики страны, а вторые являются количественными и методами скрытого протекционизма.

Оценка эффективности торговой политики

Оценка эффективности торговой политики дает информацию о ее слабых и сильных сторонах, а также о наметившихся трендах. Россия проводит политику взаимовыгодного обмена и постепенной интеграции в международное пространство. На сегодняшний день страна имеет внешнеэкономические связи более чем со ста странами мира.

Если страна придерживается политики открытой торговли, то это усложняет государственное регулирование. Любое вмешательство снижает эффективность подобных взаимоотношений. Изменение объема экспорта ведет к цепной реакции, вызванной действием мультипликатора. Мультипликатор усиливает влияние к следующему циклу. Он обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и тогда определяется через предельную склонность к потреблению или сбережению.

Импорт рассматривается как утечка сбережения, поэтому он анализируется именно с этой точки зрения. Определение предельной склонности к импорту позволяет отследить изменение его объема по отношению к совокупному доходу.

Эффективность внешнеторговой политики определяется соотношением дохода от экспорта и импорта. Задача – достичь такого соотношения, чтобы доход от экспорта превышал расходы на импорт, чтобы не попасть в зависимость от других экономик. Государственное регулирование осуществляется через принятие законов и решений правительством.

Если государственная власть придерживается политики протекционизма, то всего ее действия должны быть направлены на ограничение поступления импортных товаров, с которыми национальным предпринимателям придется конкурировать. Проблема может заключаться в том, что собственные производители не смогут полностью обеспечить спрос, либо предоставят недостаточно качественный для покупателя товар. То есть помощь государства оказывается на всех уровнях.

Таким образом, в зависимости от целей и стратегии государства в международной торговой политике выбираются соответствующие инструменты тарифной и нетарифной природы. В результате создаются условия для поддержания внутреннего производителя либо для установления баланса между спросом и предложением за счет работы рыночного механизма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot