Общая характеристика информационной экономики
Под информационной экономикой в общем смысле следует понимать особый тип экономической системы, при котором производство большей части ВВП обеспечивается за счет процессов создания, хранения, обработки и распространения знаний и информации, в которых принимает участие преобладающая часть населения. Иначе говоря, в условиях экономики информационного типа преобладает не материальное, а информационное производство.
Согласно другому, более узкому подходу, информационную экономику принято отождествлять с новым экономическим сектором, включающим в себя информационный рынок, а также производство продуктов и услуг информационного типа и средств информатизации.
Стоит отметить, что в научной среде отсутствует единство подходов к определению термина «информационная экономика». Одни ученые рассматривают ее в качестве теории информационного общества, другие отождествляют с экономическим укладом, характеризующимся преобладанием информационных продуктов, интеллектуального и творческого труда. Третьи же и вовсе воспринимают вв в качестве особой отрасли экономики, которая относится непосредственно к компьютерной индустрии и работе с информацией.
Иначе информационную экономику принято называть цифровой. В основе цифровой экономики лежит развитие информационных технологий. В роли же основных факторов, ее определяющих, выступают:
- информационные ресурсы;
- человеческий капитал.
В общем виде сущность экономики информационного типа представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Цифровая экономика информационного общества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Действительно, на современном этапе развития человеческого общества информационные технологии активно проникают во все сферы жизни общества, начиная от медицины и заканчивая бизнесом. С каждым днем они упрощают жизнь людей по всему миру, повышают производительность труда и обеспечивают ускорение информационно-коммуникационных процессов.
Как особая область научных знаний информационная экономика имеет под собой определенную методологическую основу. Рассмотрим ее более подробно.
Методологическая основа экономики информационного типа
Экономика информационного типа, как любая отрасль научного знания, базируется на использовании двух основных методологических групп:
- общие методы;
- частные методы.
Первые применимы на всех уровнях познания, они широко используются в других науках. Вторые же применимы непосредственно в экономике.
Сама по себе экономическая наука занимается изучением взаимодействий хозяйственных субъектов, которые происходят в процессе создания, распределения и использования благ, включая информацию. Характер подобных взаимодействий напрямую зависит от уровня общественного развития.
На первобытной стадии общественного развития в человеке доминировали черты биологического характера, социальным же взаимодействиям отводилась вторичная роль. Фактически они имели обезличенный характер и приобретали форму обмена веществ.
В эпоху индустриализации в качестве доминирующей формы взаимодействия выступал обмен материальными продуктами ручного труда. Сама же экономика имела механистический характер.
Сегодня, в эпоху информационной стадии развития общества, взаимодействия хозяйствующих субъектов имеют межличностный характер и сводятся к обмену информационными продуктами. Взаимодействия подобного рода подвергаются глубинному изучению в рамках социологических наук, а их методы находят свое активное применение в рамках теории цифровой экономики.
Особая, доминирующая роль отводится социологическим методам исследования. Экономические объекты принимают личностный характер. Общество в рамках экономики информационного типа изучается с позиций своей неоднородности, а в качестве основы человеческой природы воспринимается психологическое начало.
Исходные положения цифровой экономики опираются на полученный опыт, рассуждения же носят по большей части индуктивный характер. Исследуемые законы подлежат изучению и анализу на локальном уровне. Используемые показатели носят субъективный характер. Высока роль междисциплинарных связей.
Методологические принципы экономики информационного типа
В рамках методологических принципов информационной экономики насчитывается порядка 7 базовых принципов. В общем виде они представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Методологические принципы цифровой экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В качестве центрального звена экономики информационного типа выступает индивид. Именно поэтому в основе ее изучения лежит личностный подход, ориентированный на разнообразие, а не схожесть людей.
Разнообразие личностных качеств, которыми обладают индивиды, предопределяет необходимость их объединения в социальные группы. Таким образом, возникает принцип группового подхода, противоречащий механистическим постулатам однородности индустриального общества.
Помимо прочего, исследование экономического поведения индивидов требует учета их психологических особенностей, играющих важнейшую роль в системе качеств личности.
Эмпирический подход предполагает, что принятие базовых положений цифровой экономики осуществляется на основе анализа достоверных эмпирических данных. В целом в исследованиях преобладает метод индукции, предполагающий переход от частного к общему.
В условиях экономики информационного типа отвергается возможность существования универсальных законов, которые могли бы быть справедливы по отношению к любому обществу в любую эпоху. Таким образом, речь идет о локальном подходе.
Не последнюю роль играет использование социологических исследований, обеспечивающих получение количественных показателей, характеризующих экономические явления.
Наконец, последним принципом выступает использование междисциплинарного похода в исследовании. В частности речь идет об исследовании экономических явлений и процессов на стуке двух наук – экономики и социологии.