Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономика информационных услуг

Понятие и классификация информационных услуг

На сегодняшний день рынок информационных услуг характеризуется как наиболее динамичный и интенсивно развивающийся. Все большее значение в экономике приобретают информационные услуги. Информационные услуги оказывают положительное влияние на повышение уровня социально-экономического развития, активизацию инвестиционных, инновационных, ресурсных и иных резервов, а также на обеспечение совершенствования управленческих процессов экономическими системами.

Определение 1

В общем смысле под информационными услугами понимаются такие действия экономических субъектов, которые направлены на передачу определенной информации третьим лицам за некоторое вознаграждение.

Информационные услуги можно классифицировать по нескольким признакам:

  • По воздействию на потребительскую стоимость;
  • По способам предоставления;
  • По форме;
  • По необходимости присутствия заказчика на момент оказания данной услуги.

Основные классификационные признаки информационных услуг изображены на рисунке 1.

Классификационные признаки информационных услуг. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классификационные признаки информационных услуг. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Информационные услуги имеют специфические особенности, которые отличают их от других видов услуг. Таковыми являются: целевое назначение, различная скорость потери актуальности, наличие возможности многократного использование, высокие издержки при воспроизводстве, затруднительное определение полезности, высокая динамика.

«Экономика информационных услуг» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Существуют и другие качества, отличающие информационные услуги, они выражаются в:

  • Формализованности, т.е. производство, сбыт и потребление информационных услуг сопровождается некоторыми формализованными операциями по использованию соответствующего технического и программного обеспечения;
  • Алгоритмичности, которая предполагает, что производство и реализация информационных услуг являются некоторой последовательностью осуществления определенных алгоритмов выполнения данных процессов;
  • Машиноориентированности, т.е. в переводе производственных процессов, процессов реализации и потребления информационных услуг в виртуальную среду с применением информационных систем разного характера;
  • Зависимости от информационных продуктов, т.е. возможности и качество предоставления информационной услуги находятся в тесной связи с применяемыми информационными продуктами;
  • Использовании информационной услуги в заранее оговоренное время;
  • Глобальности потребления информационной услуги, что связано с глобальными масштабами информационно-коммуникационной сети;
  • Расширяемости и усложнении отрасли информационных услуг, что выражается в увеличении видов деятельности экономического типа, которые вовлечены в процессы функционирования на рынке информационных услуг, также увеличиваются объемы и структура производимых услуг.
  • Комплексности в производстве, реализации и потреблении информационных услуг – при потреблении конкретных информационных услуг, пользователь получает несколько связанных информационных услуг, например, при поиске информации в Интернете, пользователь также получает: доступ к сети Интернет, структурирование информации на электронных ресурсах, возможность обращения данным ресурсам, поддержку информационных запросов, хранение результатов поиска и т.д.

Таким образом, перечисленные качества и отличительные черты позволяют отличать информационные услуги от других видов услуг, а также позволяют наиболее полно описать специфику их производства, сбыта и потребления.

Этапы развития рынка информационных услуг

Развитие рынка информационных услуг можно разделить на несколько этапов. Охарактеризуем каждый из них.

На первом этапе происходило формирование рассматриваемого рынка, обусловленное стремительным развитием экономик различных государств. В данных государствах прослеживался рост экономической системы, усиление конкуренции на рынке, в связи с чем была определена значимая роль ресурсов информационного типа в развитии бизнес-процессов, которые стремительно развивались в разных СМИ и сфере электронных средств телекоммуникаций.

На втором этапе произошло появление коммерческих компьютеров, которые имели возможность работать с различными задачами научного характера.

Для третьего этапа характерно стремительное развитие информационных систем и технологий. В связи с технологическим прогрессом появляются сравнительно мощные и недорогие компьютеры для бизнеса.

На четвертом этапе развития рынка информационных услуг произошло возникновение и развитие сети Интернет.

В России развитие рынка информационных услуг связано с внедрением экономических процессов в масс-медиа, которые работали в области научно-технической информации. Российская индустрия информации развивалась как система некоммерческих ресурсов информации, объединенные в ведомственные сети.

Структура рынка информационных услуг

Определение 2

Вся совокупность средств, методов и условий, которая позволяет использовать ресурсы информационного типа, составляет общественный информационный потенциал. Под ним понимается не только производственный комплекс средств и методов производства, обработки и передачи информационных ресурсов, но и научно-исследовательские, учебные, административные, коммерческие и другие организации, которые обеспечивают информационное обслуживание при помощи современных информационных технологий.

Важнейшими компонентами рынка информационных услуг являются:

  • Техническое и технологическое обеспечение, куда входят информационное оборудование, компьютеры, развитые компьютерные сети и технологии обработки информации;
  • Нормативно-правовое обеспечение: различные юридические документы;
  • Информационное обеспечение, к которому относятся справочные и навигационные структуры и средства, позволяющие находить необходимую информацию;
  • Организационное обеспечение, т.е. государственное регулирование рынка информационных услуг.

Рынок информационных услуг подразделяется на пять секторов, что отражено на рисунке 2.

Структура рынка информационных услуг. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Структура рынка информационных услуг. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 30.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot