Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы оценки инфляции

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Экономика / Инфляция / Методы оценки инфляции
Методы оценки инфляции
Замечание 1

Правильное планирование производственно-хозяйственной деятельности предполагает тщательный анализ инфляционных процессов.

Способы измерения инфляции

Принято выделять три основных способа измерения инфляционных процессов:

  1. С помощью индекса цен. Данный способ предполагает использование процентного выражения соотношения рыночной корзины (установленного набора продуктов и услуг) и индекса цен ВНП - валового национального продукта, индивидуальных потребительских и оптовых цен.
  2. Измерение годовых темпов инфляции. Может быть использован и более короткий период — месяц, квартал, или более продолжительный - десятилетие. Чтобы вычислить годовой темп инфляции, необходимо рассчитать разницу индекса цен текущего года и индекса цен прошедшего года, затем полученную разницу поделить на индекс цен прошедшего года и умножить на 100%. Отрицательное значение темпа инфляции свидетельствует о падении цен - дефляции.
  3. Применение правил «величины 70» для быстрого подсчета количества лет, которые необходимы для удвоения величины цен. Для этого необходимо рассчитать соотношение числа 70 и процентного выражения темпа ежегодного роста уровня цен.

Индекс потребительских цен

Одним из самых распространенных методов оценки инфляции считается показатель индекса потребительских цен, рассчитываемый по отношению к индексу за базовый период.

Определение 1

Индекс потребительских цен — это показатель, характеризующий изменение общего уровня цен на продукцию и услуги, которые население приобретает для личного потребления.

Данный показатель характеризует соотношение стоимости установленного набора продуктов и услуг, рассчитанного в соответствии с ценами текущего периода, к стоимости такого же набора в ценах предыдущего периода.

Наблюдение за ценами и, соответственно, расчет индекса, осуществляется на основании потребительского набора товаров и услуг – единой для всех регионов репрезентативной выборки категорий товаров и услуг, чаще всего употребляемых населением. Такой набор утверждается государственными органами статистики и не изменяется на определенный промежуток времени (как правило, год).

Индекс потребительских цен - важнейший показатель, характеризующий изменение инфляционных процессов в стране, используемый для реализации денежно - кредитной и финансовой политики государством, анализа и прогнозирования отдельных экономических процессов, пересмотра предоставляемых населению социальных гарантий, разрешения отдельных правовых вопросов.

Данный индекс используется, чтобы пересчитать макроэкономические показатели из текущих в сопоставимые цены, а также чтобы охарактеризовать изменение непроизводственных расходов населения за текущий период по сравнению с данными предыдущего периода по отдельным регионам и по стране в целом.

Прочие показатели для оценки уровня инфляции

Помимо метода расчета индекса потребительских цен есть прочие методы, позволяющие рассчитать уровень инфляции. Рассмотрим основные из них:

  • Индекс расходов на проживание позволяет учитывать наличие баланса увеличения доходов и соответствующего роста расходов.
  • Индекс цены активов (акции, недвижимость, цена на заемные средства и пр.). Как правило, цена на активы растет быстрее, чем цены на потребительские товары и стоимость денег. Это приводит к тому, что собственники таких владельцы активов из-за инфляционных процессов только обогащаются. Показатель дефлятора ВВП характеризует изменение цен на аналогичные группы товаров.
  • Индекс Пааше позволяет оценить соотношение текущих расходов к расходам потребителей на приобретение аналогичного ассортимента.