Государственная поддержка товаропроизводителей – это система мер, предпринимаемых органами государственной власти, по созданию экономическим субъектам благоприятных условий введения хозяйственной деятельности.
Понятие и формы государственной поддержки товаропроизводителей
В настоящее время, когда интенсивным образом происходит интернационализация мировой экономики, возрастает необходимость государственной поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей. В условиях открытой экономики, когда товары и услуги могут свободно перемещаться из одной части света в другую, конкурентоспособность производителей во многом определяется тем, в каких условиях им приходится вести свою хозяйственную деятельность. Речь идет про макроэкономические, технические, организационные, правовые, ресурсные и иные условия. На их создание до подобающего уровня и ориентирована поддержка со стороны государства.
Мировая практика государственной поддержки знает на сегодняшний день большое число разнообразных примеров мер, благодаря которым отечественные товаропроизводители получали преимущество перед иностранными. В основном их можно поделить на следующие группы мер:
- специальные защитные меры, которые применяются в ситуации возросшего импорта продукции на таможенную территорию государства;
- антидемпинговые меры, которые применяются в ситуации демпингового импорта продукции на таможенную территорию государства;
- компенсационные меры, которые применяются в ситуации субсидируемого импорта продукции на таможенную территорию государства.
Специальная защитная мера применяется к импорту продукции независимо от страны ее изготовления. Ее применение основывается на доказанном факте увеличения импорта в страну определенной продукции, что причиняет серьезный ущерб отрасли национальной экономики или создает реальную угрозу причинения подобного ущерба.
Формами специальных защитных мер являются специальные пошлины и количественные ограничения (квоты). Они направлены на уменьшение объемов импортной продукции на внутреннем рынке, что должно дать отечественным товаропроизводителям возможность внести в воспроизводственный процесс необходимые изменения.
Антидемпинговая мера – это инструмент торговой защиты. Она применяется государством в том случае, если импортируемый товар поступает на внутренний рынок по цене ниже его нормальной стоимости. Компенсационная мера применяется государством-импортером для того, чтобы нейтрализовать негативный эффект от применения государством-экспортером специфической субсидии.
И антидемпинговые, и компенсационные меры чаще всего применяется в виде адресной пошлины и зачастую заканчиваются принятием экспортером ценовых обязательств.
Государственная поддержка и защита товаропроизводителей в России
В Российской Федерации вопрос о государственной поддержке и защите отечественных товаропроизводителей стал особенно актуальным после вступления страны во Всемирную торговую организацию. Наша страна взяла на себя обязательства по либерализации внешней торговли, что облегчило импортерам доступ на российские рынки. Соответственно, положение отечественных товаропроизводителей ухудшилось.
В этих условиях Правительство Российской Федерации оказалось вынужденным оказывать резидентам всестороннюю поддержку. Рассматривая меры государственной поддержки комплексно, можно их разделить на два больших направления:
- обеспечение защиты внутреннего рынка;
- обеспечение доступа на зарубежные рынки.
Задача по обеспечению защиты внутреннего рынка Правительством РФ решается через применение в случае серьезного ущемления интересов или в случае создания неблагоприятных последствий следующих мер:
- применение преференциальных механизмов государственных и муниципальных закупок (в частности, через установление запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для обеспечения нужд государства в областях безопасности, машиностроения, легкой промышленности);
- субсидирование (т.е. оказание финансовой помощи) отечественных товаров, используемых вместо импортных или в целях их реализации на экспорт;
- проведение систематического мониторинга объемов импорта в целях применения предусмотренных правилами ВТО антидемпинговых, специальных защитных, компенсационных мер;
- консультационная и методологическая помощь производителям в подготовке заявлений на начало расследований, предшествующих введению защитных мер.
Задача по обеспечению доступа на зарубежные рынки Правительством РФ решается через применение следующих мер:
- поддержка продвижения продукции отечественных производителей на зарубежные рынки (в отраслях легкой промышленности, в судо-, авиа-, автомобиле-, машиностроении, в металлургическом комплексе, в химическом промышленности);
- модернизация национальной системы стандартизации;
- организация выставочно-ярмарочной деятельности (проведение форумов, конгрессов, семинаров и т.д.).
Кроме того, важное значение придается созданию информационно-аналитического центра по вопросам внешнеторговой деятельности. В качестве его учредителей выступили Министерство промышленности и торговли РФ, ГК «Ростехнологии», ОАО «Газпромбанк», РЭУ им. Плеханова. Деятельность этого центра заключается в сборе статистической информации, в подготовке рекомендаций и мониторинге изменений, в проведении экспертиз и в оказании товаропроизводителям консультационных услуг.
Таким образом, Российская Федерация проявляет заботу об отечественных товаропроизводителях, проводя меры в рамках программ государственной поддержки и защиты. Благодаря им в нашей стране сейчас активно реализуется политика импортозамещения.