Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль государства в стратегии импортозамещения в сфере молока и молочной продукции

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Роль государства в стратегии импортозамещения в сфере молока и молочной продукции
Роль государства в стратегии импортозамещения в сфере молока и молочной продукции

Сущность и основы стратегии импортозамещения

Определение 1

Стратегия импортозамещения – это одна из разновидностей стратегии экономико-промышленной политики государства, направленная на защиту внутренних товаропроизводителей посредством замены импортируемой продукции товарами национального производства.

В основе реализации стратегии импортозамещения лежит замена на национальном рынке товаров зарубежного производства отечественными продуктами, произведенными внутри страны. Ее главной задачей считается формирования собственной промышленности, способной обеспечивать технологическую независимость страны от внешних поставщиков по товарной номенклатуре, необходимой для обеспечение минимально допустимых уровней безопасности и жизнедеятельности населения страны.

Практическим результатом реализации стратегии импортозамещения выступает повышение конкурентоспособности отечественной продукции, произведенной и выпущенной национальными товаропроизводителями. В основе ее роста лежит создание стимулов технологической модернизации производств, наращивание их эффективности и изучение новых конкурентоспособных видов товарной продукции, имеющих высокую добавленную стоимость.

Сам по себе процесс импортозамещения состоит из ряда этапов. В общем виде они отражены на рисунке 1.

Базовые этапы импортозамещения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые этапы импортозамещения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При разработке и принятии на уровне государства стратегии импортозамещения определяющая роль отводится выбору номенклатуры критически важных продуктов, необходимых для поддержания и обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения страны на минимально допустимом уровне. Одним из таких продуктов выступает молоко и молочная продукция. Также необходимо определить критические технологии, играющие ключевую роль в выпуске критических товаров. Далее следует провести инвентаризацию производственного оборудования, применяемого для выпуска критически важных технологий и товаров. Наконец, следует определить степень импортозамещения, установив возможности в сфере обеспечения выпуска продукции.

При разработке стратегии импортозамещения в рамках каждого перечня товаров определяются стартовые возможности импортозамещения. Важную роль в разработке и реализации стратегии импортозамещения играет государство. Именно оно определяет необходимость реализации стратегии импортозамещения, выбирает ее тип и утверждает ее реализацию.

В настоящее время эксперты выделяют порядка четырех основных разновидностей стратегий импортозамещения:

  • догоняющие;
  • инновационные;
  • принудительные;
  • упреждающие.

Каждая из них имеет свои особенности. Для первой характерна роль государства как аутсайдера в инновационном развитии, стремящегося догнать более развитые страны. Вторая ориентирована на рост качества и/или сокращение производственных издержек и цены товаров, реализуемых на внутреннем рынке. Третья связана с утратой качества товарной продукции, ростом цен на нее и увеличением сроков реализации инновационных проектов. Четвертая выходит за рамки действующих санкций.

Роль государства в стратегии импортозамещения в сфере молока и молочной продукции

На сегодняшний день стратегии импортозамещения реализуются в различных отраслях реального сектора российской экономики и, прежде всего, там, где у России имеются явно выраженные конкурентные преимущества, такие как опыт и традиции, огромный внутренний рынок, открытое сырье и пр. Часто в качестве примера подобного рода отраслей приводят фармацевтику, лесную и легкую промышленность. Реализуется стратегия импортозамещения и в сфере молока и молочной продукции.

По некоторым данным Россия обеспечивает себя молочной продукцией лишь на 75-83%, все остальное приходится на импорт (преимущественно из Белоруссии). При этом общая ситуации на рынке ухудшается – производство молока снижается, цены на молочную продукцию растут, а спрос на нее постепенно снижается. Рынок молока и молочной продукции в основе своего формирования и функционирования опирается на молочно - продуктовый комплекс, объемы которого определяются тремя основными факторами:

  • общей конъюнктурой рынка;
  • динамикой хозяйственной деятельности отечественных товаропроизводителей;
  • уровнем государственного регулирования отрасли.

Сам по себе молочный бизнес считается довольно сложным. Одна из причин тому – необходимость серьезных инвестиций и высокие сроки окупаемости (минимум 10-15 лет). Все это отпугивает потенциальных инвесторов. Еще хуже дела обстоят в секторе малого и среднего бизнеса – выживать их владельцам становится все труднее.

В настоящее время государство выступает инициатором реализации стратегии импортозамещения в сфере молока и молоко содержащей продукции. Согласно соответствующему постановлению Правительства РФ страной взят устойчивый курс на импортозамещение продовольствия и сырья молокоперерабатывающих предприятий. Еще большую актуальность реализации политики импортозамещения в этой области набирает в связи с санкционной политикой ряда западных стран.

Государство в лице премьер-министра определяет значимость и необходимость стратегии импортозамещения в сфере молока и молочной продукции, а также выбирает соответствующую модель ее реализации – внутриориентироанную, внешнеориентированную или смешанную. В настоящее время приоритет отдается внутриориентированному импортозамещению, направленному на развитие импортозамещающих производств с целью освоения внутреннего рынка. Таким образом, российское государство выбрало ориентацию на догоняющее развитие.

К числу ключевых функций и инициатив, реализуемых государством в рамках разработки и реализации стратегии импортозамещения в сфере молока и молочной продукции выступают:

  • правовое регулирование политики импортозамещения;
  • разработка и реализация программ поддержки (в том числе финансовой) отечественных товаропроизводителей;
  • реализация мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности проектов в области импортозамещения молока и молочной продукции;
  • координация деятельности органов власти и пр.

Важную роль играет финансовая и инфраструктурная поддержка отрасли.