Сущность понятия «человеческий капитал»
Человеческий капитал – это комплекс знаний и умений, которые используются для создания благ, способных удовлетворить потребности общества.
Этот термин был применен Джейкобом Минсером в конце пятидесятых годов для обоснования эффективности вложений в человеческий фактор. Так же в рамках своего исследования им был сформулирован и обоснован экономический подход к человеческому поведению. Сегодня развитие человеческого капитала сталкивается с проблемой быстрого развития социальнотехнологической инфраструктуры.
Изначально этот термин обозначал объем инвестиций в сотрудника, которые помогают повышать его профессионализм и квалификацию. Сегодня он охватывает так же потребительские расходы и расходы государства, направленные на оказание социальных услуг обществу. В более широком смысле под человеческим капиталом понимается фактор производства, который определяет степень социально-экономического развития хозяйственной системы. Его структура включает в себя:
- Трудовые ресурсы.
- Знания.
- Инструменты интеллектуального и управленческого труда.
- Среду обитания.
Все вышеперечисленные факторы определяют эффективность и рациональное использование человеческого капитала для создания благ и извлечения прибыли. Он может быть индивидуальным, а также принадлежать фирме или национальному хозяйству. Человеческий фактор определяет уровень интеллектуального развития населения, качество его жизни, что влияет на производительность и эффективность труда. Он входит в состав национального богатства во многом определяя потенциал хозяйственного роста и развития.
Формирование человеческого капитала создается за счет инвестиций в образование и здравоохранение. На него влияют безопасность граждан, бизнеса, наличие и соблюдение личных свобод, а также уровень культуры, искусства, возможность самовыражения.
Происхождение теории человеческого капитала
Первым термин человеческий капитал предложил использовать Джекоб Минсер. Далее он появился в публикациях Щульца, Беккера, Саймона Кузнеца. Теория объединяет последние достижения неоклассической, институциональной теории и неокейнсианства. Они накопили много знаний об участии человека в экономических процессах и его влиянии на развитие экономики и общества в целом.
Теория основывается на смежных научных областях, ориентированных на изучение социальной составляющей. В этот период возникла потребность более глубокого понимания роли человека во многих процессах. Толчком к разработке теории стали данные экономического роста, которые показали разницу между традиционными плановыми показателями и реальными достижениями. Именно анализ практических результатов подтвердил, что человеческий капитал стал фактором социального и производительного развития.
Человеческий капитал как экономическая категория формировался постепенно. Длительное время он считался только социальным фактором развития, то есть относился к затратам. Отношение к понятию изменилось только во второй половине двадцатого века, когда человеческий капитал стал рассматриваться в качестве меры воплощения в индивиде способности приносить доход. Саймон Кузнец считал, что высокий уровень развития человеческого капитала облегчает и убыстряет процессы институциональных преобразований в экономике. Он говорил о том, что человеческий капитал является главным фактором стабильности экономики, особенно в развивающихся странах.
Денисон на первое место ставил качество рабочей силы, как одного из ведущих факторов, определяющих потенциал национального хозяйства. Он связывал производительность труда с уровнем и доступностью образования. Шульц считал, что инвестиции в население позволяют развивать созидательную деятельность. Беккер рассматривал человеческий капитал применительно микроэкономического уровня. Он определял его как совокупность навыками, которыми обладает отдельный индивид.
Методы исследования и оценки человеческого капитала
Изначально считалось, что вложения в образование и воспитание, это затраты, которые не несут дохода. Затем появилось понимание, что они важны как фактор, обеспечивающий экономическое развитие. Центральным звеном понятия остается человек и его интеллектуальный потенциал. Человеческий капитал определяет основную долю национального достояния страны. Понимание значимости этой экономической категории способствовало ее изучению и дальнейшему усложнению ее структуры.
Его основу составляют частные и государственные инвестиции в повышение качества и уровня жизни. Сюда относят не только услуги образования и здравоохранения, но и развитие предпринимательских навыков, обеспечение информационных потоков, формирование интеллектуальной элиты, проведение мероприятий по удержанию специалистов в стране.
В самом широком смысле человеческий капитал охватывает уровень знаний и умения их применения на практике. Он определяет творческий потенциал на рабочих местах, способность населения к изобретательству, новаторству.
Выделяют следующие типы человеческого капитала:
- Отрицательный или разрушительный. Он не приносит полезной отдачи от вложений, препятствует процессам роста и развитие. Значительный вклад в этот тип человеческого капитала вносят преступники, коррупция, зависимые личности.
- Положительный. Он обеспечивает полезную отдачу от инвестиций. Его основу составляют трудоголики, ученые, все те специалисты и рабочие, усилия которых ведут к росту экономических показателей.
Методы оценки человеческого капитала разняться. Чаще всего используется затратный метод расчета его стоимости, опирающийся на статистические данные. Инвестиции в капитал включают в себя затраты семьи и общества на образование и воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста. К расходам были отнесены траты на обеспечение нормального функционирования и жизнедеятельности. Другие ученые предложили методику оценки запаса человеческого капитала, рассчитываемую с помощью индексов.