Городское строительство и хозяйство – это сфера материального производства, включающая в себя средства, способы и методы человеческой деятельности, которые направлены на комплексное решение задач по проектированию городской транспортной системы, подготовке территории перед застройкой, ее благоустройству, возведению городских объектов, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений.
Состав и структура городского строительства и хозяйства
Рост городов привел к постепенному разрастанию жилищной сферы. Особая значимость сферы городского строительства и хозяйства связана с тем, что в ней занято свыше 2 миллионов и сосредоточена значительная доля основных фондов страны. Предприятия сфер городского строительства и хозяйства представлены в основном государственными и муниципальными организациями, однако существует тенденция к постепенному изменению структуры городского строительства и хозяйства по формам собственности. Развитие рыночной экономике в России способствует возрастанию доли муниципального и частного жилищного фонда.
Жилищный фонд включает все жилые помещения, находящиеся на территории страны, независимо от их формы собственности. Жилищный фонд различается по форме собственности, а также по цели его использования. Исходя из формы собственности, существует следующая классификация городского строительства и хозяйства:
- Частный фонд – жилые помещения, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц;
- Государственный фонд представлен жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности государству и его субъектам;
- Муниципальный фонд представлен жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности разного рода муниципальным образованиям.
По целям использования фонд городского строительства и хозяйства подразделяют на:
- фонд социального предназначения – предоставляемые населению по договору социального найма жилые помещения, входящие в состав государственных и муниципальных жилищных фондов;
- специализированный фонд – помещения муниципального и государственного жилищного фонда, предназначенные для проживания некоторых категорий населения и предоставляемые согласно нормам закона.
- индивидуальный фонд – жилые помещения, используемые собственниками этих помещений - гражданами для проживания своей семьи и (или) иных граждан.
- фонд коммерческого предназначения – жилые помещения, используемые собственником подобных помещений для проживания иных лиц на условии возмездного использования.
Источники финансирования городского строительства и хозяйства
Себестоимость услуг городского строительства и хозяйства – это стоимостная оценка используемых при производстве и реализации услуг сырья, природных ресурсов, топлива, материалов, основных средств, энергии, трудового потенциала, а также иных затрат.
Себестоимость конкретных услуг, оказываемых организацией городского строительства и хозяйства состоит из затрат на комплекс работ, которые согласно условиям договора находится под ответственностью конкретной организации. Если договор с заказчиком отсутствует по решению органа, регулирующего тарифы на городское строительство и хозяйств, то для организации устанавливается стоимость конкретной услуги, основываясь на всем технологическом цикле от производства до реализации услуги непосредственному потребителю. Себестоимость также включает и те работы, которые выполняют сторонние организации по договорам субподряда.
Основные источники финансирования городского строительства и хозяйства:
- средства, поступающие от населения в оплату жилищно-коммунальных услуг;
- средства, поступающие от организаций – потребителей в счет оплаты потребления жилищно-коммунальных услуг;
- дотации из местного бюджета в форме прямые ассигнований за разницу в системе тарифов, оплачиваемых гражданами, а также в форме покрытия льгот и субсидий, предоставляемых населению;
- средства, полученные от сдачи объектов городского строительства и хозяйства в аренду;
- средства, формируемые за счет местных налогов и используемые для содержания инфраструктуры;
- разовые перечисления потребителями средств с целью финансирования конкретного мероприятия по ремонту жилого дома, объекта коммунального хозяйства, благоустройства населенного пункта, включая банковское кредитование подобных мероприятий;
- средства из местного, регионального и федерального бюджетов, направляемые на реконструкцию и развитие объектов городского строительства и хозяйства;
- средства предприятий и юридических лиц, строительных и финансовых компаний, которые выступают инвесторами строительства объектов городского строительства и хозяйства;
- средства организаций, специально создаваемых органом местного самоуправления, организацией градообразующей сферы и иным юридическим лицом;
- средства, получаемые от потребителей в форме инвестиционного компонента тарифа, частично обеспечивающего покрытие расходов по реконструкции и новому строительству объектов городского строительства и хозяйства.
Оценка экономической эффективности городского строительства и хозяйства
Основные критерии экономической эффективности сферы городского строительства и хозяйства:
- темпы прироста удельных категорий затрат на функционирование городского строительства и хозяйства;
- уровень финансирования услуг городского строительства и хозяйства;
- изменение дебиторской и кредиторской задолженности, убытка или дохода жилищно-коммунального предприятия за текущий период в абсолютном и относительном выражении;
- анализ принципов ценообразования и структуры тарифов на услуги городского строительства и хозяйства;
- удельный вес платежей физических лиц оплате услуг;
- численность получателей дотаций и субсидий, а также сумма бюджетных средств, выделяемая на их покрытие;
- количество граждан, которые получают льготы, и сумма бюджетных средств, выделяемая на их предоставление;
- соотношение количества аварий городского строительства и хозяйства в текущему периоде к количеству аварий в предыдущем периоде;
- степень изношенности систем инженерного обеспечения.