Понятие и история возникновения рынка
Основой рыночной экономики является рынок в широком смысле, а также некоторые категории рыночных отношений такие как обмен, товар, услуга, специализация.
Первоисточником рыночных отношений является бартер, в узком смысле рынок — это ничто иное как базар, место, предназначенное для обмена товарами, рыночная площадь.
Началом появления первых признаков рынка датируется периодом существования первобытного общества. Рынок развивался и модернизировался параллельно развитию общества, первобытного производства - ремесленничеству, образованию новых общин, разделению труда, появлению машинного производства, расширению товарных путей.
С течением времени, бартерные отношения, укоренившиеся в обществе и принявшие всеобщий характер, стали представлять с собой новую форму хозяйствования.
Таким образом, понятие рынка из узкого переросло в более широкое понятие.
Рыночная экономика подразумевает под собой такую форму функционирования экономики, когда используется рыночная форма хозяйствования, которая в свою очередь подразумевает особые взаимоотношения между производством и потреблением через рынок. Другими словами, рыночная экономика обеспечивает благоприятные условия для продуктивных взаимоотношений производства и потребления через куплю-продажу товаров и услуг.
Субъекты и объекты рыночных отношений
Объекты рынка - товары и деньги. В современном обществе под товарами можно понимать услуги, а также землю, используемую для производства, трудовые ресурсы, капитал. Помимо денег в качестве меной валюты могут выступать любые финансовые активы, например, ценные бумаги, имущество, др. вещи, имеющие ценность.
Субъекты рынка - продавцы и покупатели. Под продавцами и покупателями следует понимать не только физические лица, но и юридические лица, а также государство. В качестве представителя государства могут выступать любые государственные учреждения бюджетной организации, выполняющие государственное регулирование экономики.
Государство в лице правительства может выступать как покупатель, так и продавец. Государство-покупатель осуществляет государственные закупки товаров.
Под товарами также следует понимать рабочую силу, товары государственного пользования, духовные и культурные ценности, вооружение, товары народного потребления, проекты, научные исследования и разработки и т.д.
Продавцом государство выступает в случае, если предлагает к продаже государственные услуги, жильё, товары, находящиеся в государственной собственности, например, продукцию, производимую на государственных предприятиях; природные ресурсы, землю и др.
Основными поставщиками на рынок великого множества услуг и товаров являются частные фирмы, предприятия, организации, а также любые другие хозяйствующие субъекты такие как союзы, объединения, товарищества. При этом все организации, являясь субъектами рыночных отношений, могут выступать как в качестве продавца, так и в качестве покупателя, независимо от их вида деятельности и предоставления товаров или услуг.
Организация-продавец, производимая какие-либо имущественные ценности или занимающаяся перепродажей материальных запасов, может предлагать к продаже также земельные участки и оборудование, финансовые материальные активы и имущество, другое.
Предприятия также могут выступать в качестве покупателей, приобретая необходимую продукцию других организаций, а также финансовые активы в виде ценных бумаг, денежные средства в качестве кредитов, природные ресурсы, рабочую силу, прочие товары и услуги других фирм.
Частное лицо или домашнее хозяйство также являются субъектами рыночных отношений. Под таким субъектом подразумеваются гражданские единицы, которые предоставляют рынку свой труд, а также могут предлагать к продаже товары, принадлежащие ему на праве собственности. Например, участок земли, имущество, капитал, товары собственного производства, услуги хозяйственного назначения. Покупателем такое частное лицо выступает в процессе приобретения тех услуг или материальных благ, которые удовлетворяют жизненно необходимые потребности данного субъекта. Такими благами могут быть движимое и недвижимое имущество, финансовые активы, товары общего потребления, различные общедоступные услуги.
Цели, функции и основные черты, определяющие рыночную экономику
Можно определить некоторые цели рыночной экономики:
- Субъект должен обладать экономической свободой;
- Соотношение прибыли и затрат должно быть в таких пропорциях, когда прибыль имеет максимальный уровень, а затраты - минимальный;
- Уровень цен должен быть оптимальным;
- Потребности покупателей должны быть удовлетворены.
К функциям относятся:
- Интегрирующая функция – объединение сфер деятельности производителей, потребителей, а также посредников, т.е. торговцев.
- Регулирующая функция –регулирование соотношения спроса и предложения, вопросы ценообразования.
- Ценообразующая функция - применяется при дисбалансе спроса и предложения, формировании конкуренции
- Стимулирующая функция – стимулирование рынка на развитие научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
- Распределительная функция – распределение доходов хозяйствующих субъектов
- Информационная функция – учет и анализ статистических данных всех показателей рыночной сферы.
- Посредническая функция – право выбора и наличие выбора (конкуренции). Потребитель и поставщик продукции имеют возможность выбора оптимального для себя поставщика товара и потребителя соответственно.
- Санирующая функция – очищающе-поощеряющая функция, направленная на естественную ликвидацию экономически слабых хозяйствующих субъектов, при параллельной поддержке наиболее эффективных и перспективных структур.
- Функция экономичности – предполагает формирование баланса между доходами населения и уровнем цен на товары.
- Функция реализации интересов рыночных субъектов – предполагает сочетание интересов продавца и покупателя в части товаров, которые необходимы потребителю. Таким образом удовлетворяются интересы продавца, т.к. он получает прибыль за то, что удовлетворил потребности покупателя.
Основные черты, определяющие экономическую систему как рыночную:
- Производитель обладает достаточной экономической свободой в процессе своей деятельности, государственное вмешательство в экономику минимально.
- Наличие достаточно широкого разнообразия форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
- Субъекты рынка имеют право на выбор понравившегося поставщика продукции, покупателя;
- Рынок в целом ориентирован на потребителя (применены функции рынка);
- Наличие конкуренции.