Общие понятия экономической системы
Экономическая система – это совокупность всех взаимосвязанных элементов экономики.
Без взаимосвязи между всеми системами не могло бы быть:
- экономических отношений,
- экономических институтов,
- экономических процессов, которые происходят в экономическом пространстве.
Экономические системы отличаются друг от друга по различным признакам. В каждой из систем существует более детальная типология, которая позволяет оптимизировать пути решения возможных проблем ее развития.
Развитию экономических систем способствовало развитие экономических школ.
Характеристика экономических школ
Интерес к экономическим проблемам возникл еще в древних обществах. Экономические школы – это экономические взгляды и теоретическое идеи, которые основаны на мыслях ряда единомышленников экономических идей. Каждый из последователей пытался объяснить необходимость в постоянном экономичном развитии общества и государства.
Основными экономическими школами являются:
- Меркантилизм – основателем школы был Томас Ман. Создатель школы считал, что доход можно получить в сфере кругооборота, а богатство нации заключается в деньгах, которые измеряются золотом и серебром. Именно поэтому главной целью, которую ставил перед правительством Ман, была цель - всеми возможными способами привлекать драгоценные металлы в государственную казну. Главной причиной роста богатства нации, Ман считал внешнюю торговлю.
- Физиократы. Вторая экономическая школа, которая представляла интересы крупных землевладельцев. Главным источником богатства, они считали человеческий труд на земле.
- Школа классической политэкономии. Основателем данной школы был Адам Смит. Главной идеей школы была либерализация, формирование свободной цены и стратегия меньшего вмешательства со стороны государства. Так же было показано значение разделения труда, как одного из условий увеличения производительности.
- Экономическая школа утопического и научного коммунизма. Основателем данной школы был Фридрих Энгельс. Главной идеей данной школы были социальные принципы: полное отсутствие использования человеческого труда, достойная оплата за конкретно выполненную работу, занятость всего населения.
- Маржинализм. Основателем был Менгер Визер. Главной идеей школы было применение предельных крайних величин, которые показывали стоимость любого блага или товара в зависимости от его необходимости. По теории предельной полезности, возможно было изучить порядок ценообразования.
- Неоклассическая школа. Представитель данной школы Артур Пигун. Главной идеей данной школы было то, что экономическое хозяйство рассматривалось как совокупность агентов, которые хотят получить доход, но при этом не потратить много средств.
- Кейнсианство. Основателем был Джон Кейнс. Главной основой деятельности школы было государственное регулирование развития экономики за счет увеличения или уменьшения спроса. Именно таким способом можно было определить, что влияет на инфляционные процессы и приостановить возможные кризисы. Так же был изучен вопрос спроса на поток инвестиционных вложений.
- Институционализм. Главной идеей школы было экономическое изучение - каким образом влияют институты на экономическую деятельность в целом. Идея заключалась в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий в чистом виде, а привлекать институты и внешние экономические факторы.
- Школа неоконсерватизма. Главной задачей была защита идей свободного предпринимательства и регулирование рыночной системы. Рынок являлся главным хозяйствующим субъектом. Государство занималось только вопросами конкурентной борьбы.