Объекты экономической полдитики
Объект экономической политики (в широком значении) – экономика страны в целом, то есть все отрасли и регионы народного хозяйства, включая происходящие в них процессы. В том случае, если экономическая система страны допускает элементы рыночного ценообразования (что характерно для большинства национальных экономик), экономическая политика включает и элементы рыночного саморегулирования, которые в определенные промежутки времени и в определенной степени самостоятельно справляются с процессами, происходящими в экономике.
В узком значении объекты экономической политики целесообразно объединять в следующие группы:
- общие для всех экономических систем процессы и взаимосвязи – денежная масса, уровень занятости, инвестиционная активность, научно-технический потенциал;
- основные отрасли экономики, являющиеся основой экономического развития – промышленность, сельское хозяйство, банковская сфера;
- отдельные предприятия (фирмы) в разрезе организационно-правовых форм хозяйствования;
- организации социальной сферы.
Субъекты экономической политики
Субъектами экономической политики являются институциональные органы государства. Поскольку экономика регулируется не только государством, поэтому принято говорить о субъектах регулирования экономики вообще. Именно с этой позиции принято выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, рабочие, владельцы предприятий, фермеры, управленцы, другие, имеют свои собственные интересы, которые обусловлены их социально-экономическим статусом, а также принадлежности к определенному виду деятельности, региона и т.
Выразителями хозяйственных интересов в рыночной экономике является объединения, ассоциации, профсоюзы, политические партии и другие.
Исполнителями являются органы центральной и местной власти и Центральный Банк.
Принципы экономической политики
- примат права над экономикой – заключается в необходимости предварительного создании правовой инфраструктуры для осуществления отдельных элементов экономической политики (развития/сдерживания отдельных явлений и процессов);
- оптимальной структуры методов осуществления (рычагов влияния) – подразумевает сочетание административных и рыночных механизмов, с целью эффективного использования имеющихся ресурсов, а также их распределение с учётом экономических и социальных критериев;
- адекватности – применение административных методов экономической политики должно обосновываться конкретной необходимостью с учётом всех аспектов (политических, экономических, социальных). Кроме того, существует точка зрения, что административные методы следует использовать только в случае невозможности применения рыночного механизма;
- системности государственного воздействия предполагает комплексный, системный подход к решению экономических, социальных, экологических, внешнеэкономических и других проблем;
- справедливости – государство с помощью соответствующих регуляторов должно корректировать финансовое неравенство людей, являющееся необходимым признаком рыночной экономики. Для этого используется система перераспределения, прогрессивное налогообложение, политика поддержки доходов (помощь пожилым людям, нетрудоспособным, многодетным), страхование безработных и др.;
- стабильности – обеспечение достаточного и постоянного применения административных методов с целью оперативного снижения негативных последствий циклических колебаний рыночной экономики (темпов экономического развития, уровня занятости, инфляции);
- эффективности воздействия на социально-экономические процессы – любое средство государственного регулирования должен предусматривать достижение экономического эффекта. Критерием экономической эффективности государственного регулирования является прирост национального дохода. Меры государственного регулирования должны обеспечивать рациональную политику и исправлять такие негативные явления рынка, как монополизм и цикличность.