Экономические системы, их достоинства и недостатки
В ходе развития общества меняются, и формы, и объем деятельности государства в экономике. В частности, чем более усложняются хозяйственные связи, тем активнее проявляется государственное регулирование экономики. В вопросах регулирования экономики и ее процессов, государство должно преследовать приоритетную цель – достижение благосостояния нации в целом.
В современных условиях невмешательство государства в регулирование экономики, несмотря на то, что по этому вопросу имеются разные мнения, уже немыслимо, поскольку оно является неотъемлемым элементом воспроизводства и решает различные задачи:
- Стимулирование экономического роста;
- Регулирование сбалансированности основных макроэкономических показателей, в том числе во внешнеэкономической деятельности государства, как то импорт и экспорт и т.п.;
- Регулирование инфляции и устойчивости национальной валюты;
- Контроль занятости работоспособного населения;
- Поощрение прогрессивных сдвигов в региональных и отраслевых структурах и т. д.
Только государственное вмешательство способствует снижению негативных процессов, например, криминализации экономики, уклонения от уплаты налогов, установленных национальным налоговым законодательством, деятельность монополий и т. п.
Любая национальная экономика представляет собой сложную и многогранную систему, обладающую своими характерными чертами и особенностями. При этом каждая экономическая система является совокупностью всех микро- и макроэкономических процессов и основывается на сложившихся в государстве формах собственности, ресурсах, направлений хозяйственной деятельности, способах регулирования данной хозяйственной деятельности на всех уровнях управления и т.д.
Перечисленные и прочие особенности экономических процессов формируют различные экономические модели. Среди основных моделей на сегодняшнее время выделяют:
- Чистый капитализм (чистая рыночная экономика);
- Командная (административная) экономика;
- Традиционная экономика;
- Смешанная экономика.
Особенностями рыночной экономики можно назвать частную собственность и право распоряжаться ею (право собственности), личная свобода субъектов экономической деятельности. В случае наличия рынка свободной конкуренции, вопросы регулирования решаются через рынок и цены, а в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.
Отличительными чертами командно-административной модели экономики являются общественная (по факту, государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, адресное, директивное планирование, строгая централизация в распределении ресурсов и капитальных вложений, практически полное отсутствие самостоятельности ключевых элементов экономики – предприятий и организаций. В итоге неэффективность функционирования командно-административной системы обусловлена двумя значительными недостатками: отсутствие способности мобильно приспосабливаться к экономическим переменам и невосприимчивостью к достижениям научно-технического прогресса. Ярчайшим примером административно-хозяйственной экономики может служить экономика СССР.
Формы и методы ГРЭ
Целенаправленная деятельность государства в лице законодательных, исполнительных и контролирующих органов, посредством различных форм и методов, обеспечивающих достижение поставленной цели и решения социально-экономических задач, и есть государственное регулирование экономики (ГРЭ).
ГРЭ – это система, включающая в себя инструменты управления, способы управления, организацию управления и законодательную базу управления.
В совокупности государственное регулирование состоит из трех основных элементов:
- Социально-экономического аспекта регулирования;
- Методологической базы ГРЭ;
- Организации ГРЭ.
С социально-экономической стороны раскрывается экономическая система государства как единство социально-экономических и технико-экономических отношений. Организационный аспект регулирования экономики характеризуется единством технико-экономических социальных отношений и проявляется через организацию и управление национальным хозяйством, его отраслями и сферами. Методологическая сторона отражает государственное регулирование как общность принципов, форм и методов, которые используются в процессах регулирования, собственно, сам инструмент регулирования и методологическую базу, с помощью которой вырабатываются множественные варианты достижения целей социального и экономического развития государства.
Именно методологическая база влияет на эффективность действия системы государственного регулирования в нужном направлении. Несомненно, что действенность экономической системы государства зависит от прогнозирования и четкого планирования, то есть регулирования.
Форма государственного регулирования – это общая направленность и ключевые принципы воздействия в лице соответствующего государственного органа (субъекта) на объект. Методом называется способ познания, преобразования объекта с применением определенных правил и принципов, используемых при регулировании. В зависимости от формы государственного регулирования могут быть применены различные методы. Формы государственного регулирования представляют собой (рис.1):
Рисунок 1. Формы государственного регулирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждая из форм государственного регулирования может использоваться как самостоятельная, так и в сочетании с другими формами. При применении выбор формы зависит не только от экономического положения, но и от организации общества, от целей и задач, стоящих перед ним на определенных этапах развития. Более приоритетной является законодательная форма регулирования, поскольку посредством законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, формируются основные концепции государственного и общественного устройства, права и обязанности субъектов хозяйствования.
Государственные расходы, налоги, субсидии, льготы, акцизы и пошлины относятся к основным инструментам бюджетно-налоговой формы регулирования экономики. Данные инструменты применяются правительством и уполномоченными государственными органами для сдерживания и/или стимулирования макроэкономической активности, баланса совокупного спроса и совокупного предложения. Бюджетно-налоговая форма напрямую связана с кредитно-денежной формой, которая включает в себя эмиссию денежной массы, регулирует ключевую ставку, операции с ценными государственными бумагами и т.п.
В результате глобализации и интернационализации экономики существенную роль в процессах государственного регулирования экономики играет валютно-финансовая деятельность и выделяется в последнее время в самостоятельную форму. Зачастую финансово-кредитную форму со всеми ее элементами относят к экономическим методам управления, которые дополняются административными методами (приказами, распоряжениями, указаниями и т. п.) Инструментами административно-экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.
Субъекты и объекты государственного регулирования экономики
Субъекты хозяйствования, как представители и исполнители хозяйственных интересов, являются субъектами хозяйственного регулирования. Все субъекты государственного регулирования взаимодействуют между собой через соответствующие связи – прямую связь и обратную связь. Прямая связь между субъектами государственного регулирования может проявлять себя через средства массовой информации, советы и консультации, обращения в суды, через трансформацию личных (частных) экономических интересов в государственной экономической политике исполнителями хозяйствования. Также прямая связь между субъектами государственного регулирования проявляет себя через согласования, корректировку отдельных, частных хозяйственных интересов с интересами прочих групп и т. д.
Связь между органами государственной власти (исполнителями) и субъектами хозяйствования (носителями хозяйственных интересов) называется обратной связью. Она проявляет себя в результате государственного регулирования и поддержке (или отсутствии оной) государственной политики носителями и выразителями экономических интересов (союзы, ассоциации и т. п.) Обратная связь, например, может выражаться при повышении уровня социального и экономического развития государства.
Сферы, отрасли, регионы, а также ситуации и явления, условия социальной и экономической деятельности государства – это объекты ГРЭ. Соответственно, основными объектами государственного регулирования можно назвать:
- Экономические циклы;
- Структуры хозяйствования в масштабах отрасли или региона;
- Занятость населения;
- Платежный баланс и внешнеэкономические связи
- Уровень цен;
- Научные, исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
- Условия формирования и накопления капитала и условия рынка конкуренции и т. п.