Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность по созданию, распространению и применению цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг.
Сущность и принципы цифровой экономики
Цифровизация подразумевает осуществление фундаментальных преобразований каждой сферы жизнедеятельности человека. Технологии не только способствуют развитию новых отраслей, но и несут важную социальную роль, внося вклад в решение общественных проблем, связанных со старением населения, социальным расслоением, экологическими проблемами и изменением климата. Передовая наука и технологии привели к возникновению «умного» общества, базирующегося на новых ценностях: ориентация на потребности людей, гибкость, креативность. Цифровизация кардинально меняет рынок труда, сферу здравоохранения, образования, пространственного развития.
Цифровая экономика определяет вектор трансформации традиционной экономики, а также необходимость появления новых ниш или рынков. Клиентоориентированность новых бизнес-моделей определяет их состав и структуру: от ценностных предложений, направленных на решение планируемых потребностей клиента, своевременной доставки и до потока доходов, зависящего от времени использования продукта клиентом.
Цифровая экономика обладает специфическими особенностями:
- отсутствие привязки к географическому положению подразумевает отсутствие потребностей ведения бизнеса в определенном месте;
- в цифровой экономике ключевую роль играют платформы, сетевые эффекты и управление большими объемами данных.
Перечисленные особенности отличают цифровую экономику от всех предшествующих экономических концепций.
Главные элементы цифровой экономики: электронная торговля, электронный банкинг и платежи, интернет-реклама и т.д. Самое большое распространение получили различные формы электронной торговли.
Основные принципы цифровой экономики:
- Оцифрованную информацию следует воспринимать как стратегический ресурс, а сетевые технологии – как главный организующий принцип экономики и в целом общества. Благодаря новому поколению цифровых технологий генерируется беспрецедентный объем данных и предоставляются инструменты, необходимые для эффективного использования данного актива. Вместе с тем, «информационный взрыв» как лавинообразный рост массы различной информации зародилось еще в 1975 году.
- В основе цифровой экономики, как и в основе других постоянно растущих видов материальной и нематериальной деятельности, заложены принципы растущей доходности.
- Появление новых бизнес-моделей позволяет использовать преимущества двухстороннего рынка. В рамках двустороннего рынка происходит встреча двух агентов, взаимодействующих через посредников или платформу. Участие каждой стороны становится основополагающим для успеха каждой цифровой платформы.
- В новой модели промышленного производства представлены короткие циклы производства массовых товаров, включая глобальную фрагментацию цепочки создания стоимости, формирование сетей с производственным потенциалом. Кроме того, для цифровой экономики характерно размывание границ между производителем, продавцом и потребителем на основе автоматизации, децентрализации и искусственного интеллекта.
Бизнес-модели цифровой экономики
Распространение цифровой экономики привело к развитию новых бизнес-моделей:
- цифровые платформы, которая напрямую обеспечивает взаимодействие продавца, покупателя и партнера-поставщика, сокращающие транзакционные издержки и увеличивающие возможности совместного употребления товаров или услуг. Исходя из специфики продукта и сегмента рынка, платформа может быть коммуникационной, социальной, медиа, поисковой, операционной и контролируемой, сервисной, шеринговой, продуктовой, транзакционной и т.д.;
- сервисные бизнес-модели, которые основаны на использовании ресурсов в обмен на владение ими. Сегодня появляются новые сервисные модели, способствующие персонализации товара или услуги, позволяя клиентам потреблять нужный продукт в требуемом объеме для достижения желаемых результатов;
- бизнес-модели, ценообразование основано на достижении результатов и эффективности с позиции клиента, включая потребление комплексной продукции и услуг.
- краудсорсинговые модели, в основе которых - привлечение внешних финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Подобные модели используются при внедрении инноваций или разработке продуктов, производства, продаж и маркетинга.
- бизнес-модели, монетизирующие персональные данные клиентов, когда бесплатный для пользователя сервис продает их данные на другой потребительский сегмент.
Перспективы и преимущества цифровой экономики
В России в официальных кругах ключевыми целями цифровой экономики является сквозная автоматизация ключевых производственно-экономических механизмов и процессов, развитие рынка персонифицированного потребления, совокупное увеличение эффективности субъектов экономики, мобилизация знаний, а также создание в высокотехнологических отраслях новых рабочих мест. Для сравнения, США делают акцент на предоставлении открытого и неограниченного доступа к интернету, а Китае основное внимание уделяет совместному использованию данных государственными и коммерческими организациями.
Основным достоинством цифровой экономики является расширение торговли. В интернете даже малые компании способны находить клиентскую базу, составляя конкуренцию крупным производителям и занимая место в системе международной торговли. Информационные технологии способствуют повышению производительности, снижая производственные издержки и повышая тем самым эффективность труда во многих секторах экономики.
Цифровая экономика развивает конкуренцию, делая рынок более гибким и открытым для молодых производителей, которые не обладают существенными инвестиционными вложениями. Кроме того, создаются новые рабочие места для определенных категорий людей, которые получают возможность работать дистанционно.