Дивидендная политика
Понятие «дивиденды» в современном обществе встречается достаточно часто. Ранее дивиденды упоминались только в том случае, если акционер получал процент с акций или с вложенных инвестиций. На сегодняшний день дивидендами могут называть любой доход, получаемый с вложенных активов, и это с экономической точки зрения немного противоречит определению.
Дивиденды – это прибыль, которую получают участники рынка по итогам года или финансового срока, за счет вложенных средств в акции акционерного общества.
Выплата, установление, формирование дивидендов – это сложная работа, которую возглавляет обычно совет директоров акционерного общества.
Именно совет директоров:
- реализует дивидендную политику внутри общества;
- налаживает связи с акционерами;
- разрешает конфликтные ситуации;
- начисляет дивиденды;
- распределяет дивиденды между всеми акционерами и т.д.
Дивидендная политика представляет собой совокупность всех финансовых мероприятий, которые входят в состав финансовой политик и акционерного общества, цель которых грамотно распределить прибыль компании.
Прибыль акционерного общества важно распределить не только между акционерами, но и оставить часть на дальнейшее развитие общества, то есть обеспечить правильные пропорции между потребляемым доходом и тем, что в дальнейшем послужит инвестициями.
Основная задача дивидендной политики – обеспечить стабильный рост стоимости акций общества.
Если эта задача выполняется, то общество развивается, что гарантирует получение еще большего количества дивидендов акционерами.
Итак, дивиденды являются процентами по акциям, выраженными в денежной форме, которые получают акционеры от вложенных в акции активов. Дивидендная политика любого акционерного общества призвана грамотно распределять прибыль, полученную с акций, чтобы обеспечить дальнейший рост их стоимости на рынке.
Формирование дивидендной политики
Формированием дивидендной политики внутри общества заведует совет директоров и другие сотрудники компании (бухгалтера, экономисты, ведущие менеджеры и т.д.). Именно они определяют вектор дальнейшего развития общества и расставляют акценты на той или иной деятельности.
Формирование дивидендной политики, как считают ведущие экономисты, может иметь три основных направления:
- Умеренная дивидендная политика;
- Консервативная дивидендная политика;
- Агрессивная дивидендная политика.
Все три типа дивидендной политики имеют место быть на рынке, вне зависимости от управленческого состава, главную роль и значение имеют цели выбранной политики и приоритетные задачи.
В любом случае, выбрав тот или иной тип дивидендной политики в обществе, предполагает построение и разработку определенного финансового плана, чаще всего на ближайший год или несколько лет, который позволит раскрыть цели и задачи фирмы на ближайшее время.
Также вне зависимости от выбранного типа дивидендной политики, компании необходимо реализовать следующие мероприятия в определенной последовательности:
- Первым мероприятием должно послужить то, что из всей полученной компанией прибыли необходимо вычесть все расходы (например, отчисления в различного рода фонды: резервные, накопительные или иные фонды). Наличие фондов и размер отчислений определяется в соответствии с Уставом общества или целями и задачами компании на данный период времени. Все что останется после этого от прибыли является дивидендными возможностями общества, на основании которых можно выстраивать дальнейшую политику;
- Вторым мероприятием служит распределение в соответствии с целями дивидендной политики чистой прибыли. Не надо забывать, что часть ее должна идти на капитализацию, а другая часть на потребление. Совет директоров должен определить, что является наиболее важным на сегодняшний день и в дальнейшем, для развития общества, это и будет основой для формирования дивидендных выплат акционерам;
- Третье мероприятие является тем самым потреблением части дивидендов, которая распределяется на такие нужды общества как: непосредственная выплата дивидендов акционерам общества (причем с учетом вложенных ими средств в бизнес); выплата премиальных или стимулирующих для персонала компании (е являющимися акционерами) и другие формы выплат, предусмотренные внутренним законодательством компании.
Таким образом, формирование дивидендной политики строится на нескольких основных мероприятиях. Данные мероприятия реализует совет директоров, где основным мероприятием все же служит выплата дивидендов и формирование капитализации, как формы развития общества в будущем.
Эффективность дивидендной политики
Дивидендная политика должна быть эффективной, иначе это приведет к большим финансовым потерям и убыткам компании, работающей на рынке.
Эффективность дивидендной политики проявляется в следующем:
- Получение дохода компанией и его рост. То есть акционерное общество существует для того чтобы получать от своей деятельности доход, чем выше доход, тем эффективнее работа компании;
- Получение прибыли компаний и акционерами. Этот результат работы акционерного общества на рынке является самым показательным, так как если компания получает доход, но не получает прибыль, это означает, что ведется неверный экономический и финансовый подход в деятельности. Прибыль и обеспечивает выплату дивидендов акционерам;
- Развитие компании за счет реинвестирования. Такая форма деятельности говорит о хороших результатах работы компании на рынке, а также о ее развитие, так как инвестиции – один из главных способов преумножения капитала фирмы, а, значит, получения еще больших дивидендов акционерами.
Формирование дивидендной политикой важная составляющая всей деятельности фирмы. Грамотное управление приводит компанию к развитию и повышению эффективности работы, а, значит, и к новым возможностям, что особенно важно в условиях современного рынка товаров и услуг.