Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Австрийская школа маржинализма

Сущность и основные особенности австрийской школы маржинализма

Замечание 1

В отличие от других маржиналистов, представители австрийской школы отказывались от применения математических методов анализа.

Другой важной характерной чертой австрийской школы можно назвать акценты внимания на ценности благ и их предельной полезности, а также на тесной взаимосвязи этих двух основополагающих категорий.

Наиболее известные и выдающиеся маржиналисты австрийской школы – это:

  • К. Менгер
  • Ф. Визер
  • Е. Бём-Баверк

Карл Менгер (1840–1921)

Его принято считать отцом-основателем австрийской школы. В известном своем труде «Основания политической экономии» ученый осуществил подробный анализ учения о благах. Менгер именует благом любой предмет, который способен удовлетворить человеческую потребность. При этом, человек должен ясно осознавать взаимосвязь между потребностями и способностями предметов их удовлетворять.

Карл Менгер выделяет такую ключевую категорию, как экономические блага. Основная особенность таких благ заключается в том, что доступное их количество (а оно всегда ограничено) в тот или иной момент времени не может удовлетворить потребности людей (которые, как известно, не ограничены). Потребителю, в случае с экономическими благами, постоянно необходимо выбирать то, от каких потребностей можно в данный момент отказаться. Кроме того, совокупность потребителей (то есть, общество в целом) постоянно ищет способы наиболее эффективного использования ограниченных по своему количеству экономических благ. Из этого следует, что ценность любого блага напрямую связана с его редкостью.

Согласно учению Менгера, неэкономическими являются блага, которые имеются в экономике в количестве, значительно превышающем потребность в них. Соответственно, подобного рода блага не обладают редкостью, а, следовательно, и ценностью.

Полезность имманентна всем без исключения благам, в то время, как ценность свойственна лишь благам экономическим. Менгер был глубоко убежден, что ценность экономического блага носит только субъективный характер и зависит от восприятия и сознания человека. Это полностью противоречит трудовой теории стоимости и учению Маркса, поскольку означает то, что никакие затраты человеческого труда не годятся для определения стоимости того или иного блага. Например, алмаз обладает ценностью, которая в свою очередь определяется потребностью некоторых людей в обладании драгоценными камнями, но абсолютно не зависит от того, с какими затратами труда они были добыты.

«Австрийская школа маржинализма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Согласно учению Менгера, товар – это экономическое благо, которое создано для обмена. Ценность каждого блага для разных людей различна и это служит необходимой предпосылкой для возникновения обмена. Ученый считал, что обмен – столь же важен для развития экономики, как промышленность или земледелие.

Фридрих фон Визер (1851–1926)

Знаменитый ученик Карла Менгера, которые впервые ввел в обиход такие термины, как «вменение», «предельная полезность», «законы Госсена» и т. д. В известном своем труде «О происхождении и основных законах экономической ценности» Фридрихом фон Визером был предложен способ расчета совокупной полезности посредством перемножение предельной полезности блага на их количество.

Визер вошел в историю экономики как автор понятия альтернативных издержек, которые представляют собой затраты, связанные с упущенными возможностями заниматься другими доступными видами деятельности, требующими аналогичного количества времени и затрат других ресурсов. Таким образом, согласно учению Визера, ценность экономического блага, по сути, определяется тем, чем приходится пожертвовать для его приобретения.

Евгений фон Бём-Баверк (1851–1914)

Это еще один известнейший представитель австрийской школы маржинализма, автор теории капитала и процента, а также государственный деятель.

Бём-Баверк определял ценность благ с учетом оценки неприятных и приятных ощущений (а также их интенсивности) которые они доставляют человеку. Австрийский экономист отмечал, что ценность блага соответствует неудовлетворенной потребности, когда данное благо у человека отсутствует. По сути, это значит, что по мере насыщения потребности человека в данном благе, ценность его (или, если быть точнее - предельная полезность) неуклонно снижается.

Замечание 2

Как уже указывалось выше, если у его современника – Визера совокупная полезность определялась произведением предельной полезности последней единицы блага на общее количество благ, то у Бём-Баверка совокупная полезность представляет собой сумму предельных полезностей каждой из единиц данного блага.

Дата последнего обновления статьи: 12.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot