Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Ойген фон Бём-Баверк, австрийский экономист, один из основных представителей австрийской школы

Все предметы / Экономическая теория / Ойген фон Бём-Баверк, австрийский экономист, один из основных представителей австрийской школы

Биография Ойгена фон Бём-Баверка

Одним из основателей австрийской школы маржинализма считается Ойген фон Бём-Баверк. Он родился в Австрийской империи в середине девятнадцатого века в обеспеченной благополучной семье, получил качественное образование, а после окончания лицея поступил в университет Вены, где блестяще проявил себя в сфере экономической теории, однако, закончил учебу по специальности юриспруденция. Помимо того он изучал политическую экономию и недолгое время проработал в министерстве финансов.

После этого опыта Бём-Баверк устроился в инсбрукский университет, где дослужился до звания профессора, но вновь вернулся к политической деятельности, исполняя обязанности советника при министре финансов. Здесь он осуществлял работу в нижнем Парламенте, который осуществлял реформу налогообложения того времени.

Трижды Бём-Баверк исполнял обязанности министра финансов. Первый раз его назначение продлилось недолго, вскоре он получил пост профессора университета в Вене, а также вошел в руководящий состав учебного заведения. Двумя годами позже он вновь стал министров финансов, но уже в другом регионе.

В 1904 году Ойген вернулся к преподаванию. Учебу под его руководством окончили будущие известные политические деятели и экономисты. Пятью годами позже он стал одним из руководителей Австрийской академии наук. Заслуги Бём-Баверк перед отечеством были оценены размещением его портрета на стошиллинговой монете.

Работа на посту министра финансов

Трижды Ойген фон Бём-Баверк занимал позицию министра финансов. В третий раз он был одним из лидеров нового правительства. На этом посту он столкнулся с рядом сложностей, которые были вызваны следующими событиями в Австро-Венгерской империи:

  1. Экономический кризис 1873 года.
  2. Биржевой крах.
  3. Девальвация австрийского гульдена.

В 1892 году была проведена денежная реформа с заменой гульдена на австро-венгерскую крону. Чтобы убрать гульдены из оборота, было принято решение треть обменять на серебро и две трети на золото. Однако, через семь лет от начала реформы обмен за золото был приостановлен. Ойген фон Бём-Баверк находился на посту министра финансов как раз в период крупного финансово-экономического кризиса мирового масштаба. Для поддержания экономики правительством было решено обеспечить поддержку развитию инфраструктуры. После того, как кризис пошел на спад, был возвращен золотой стандарт.

Готовые работы на аналогичную тему

При Бём-Баверке оказывалась государственная поддержка новым предпринимателям. Государством выдавались беспроцентные кредиты в размере трети требуемого капитала. Такие меры повысили доверие к национальной валюте и позволили стабилизировать экономику вплоть до начала Первой мировой войны. Благодаря реформам в финансовом секторе, Австро-Венгрия смогла выйти на уровень темпов экономического роста, характерного для развитых стран. Кроме того, стабилизация финансового обращения положительным образом сказалась на инвестиционной деятельности в реальном секторе, в котором была проведена широкомасштабная модернизация производства.

Замечание 1

Бём-Баверком была введена система прогрессивных налогов, в том числе стал применяться подоходный налог. Субсидия на сахар при нем была отменена.

Экономические взгляды Ойгена фон Бём-Баверка

Ойген фон Бём-Баверк запомнился в истории теории экономики, как автор концепции капитала и процента. К тому же, он сформулировал теорию предельной полезности на примере крестьянина, имеющего пять мешков зерна и находящегося в одиночестве в лесу. Баверк предполагал, что первые два мешка уйдут на утоление голода и формирование запасов. Следующие мешки уже не имеют той полезности, что первые два. Они могут быть пущены на откорм скота, виноделие и даже на корм попугаю. То есть, полезность имеющегося набора благ, в данном случае, пяти мешком зерна, определяется последним пятым мешком. Если крестьянин лишится пары мешков, то ему придется отказаться от содержания птицы и распития алкогольных напитков. В этом случае произойдет увеличение предельной полезности, при уменьшении всего набора.

Так же Ойгеном фон Бём-Баверком была рассмотрена теория альтернативных издержек. Он рассматривал капитал в качестве инструмента, позволяющего получить больший доход. То есть, человек сначала создает капитал, а потом, с его помощью начинает производить блага, хотя мог бы сразу пустит заработанное на производство благ. Сущность капитала он связывает с фактором времени. Затраты времени на создание капитала должны окупиться в будущем. То есть, предприниматель осознано идет на потери на первоначальном этапе, чтобы увеличить свой доход в будущем в многократном размере. Это предположение приобрело название «окольной формы производства» и стало ведущим в теории Баверка.

Теория процента так же связана с «окольной формой производства». По мнению Баверка люди склонны оценивать текущие блага дороже, чем блага в будущем. Этот факт он связывает с долгосрочностью формирования капитала. Для получения будущего дохода предпринимателю необходимо нести текущие расходы. Бём-Баверк связывал возникновение процента с различным отношением субъектов к предельной полезности одних и тех же экономических объектов.

Австрийская школа маржинализма, ярким представителем которой был Ойген фон Бём-Баверк, имела следующие особенности:

  1. Индивидуалистский подход к изучению экономических систем. Ведущим предметом исследования становился хозяйствующий, изолированный от общества индивид. Часто представители школы пользовались примером Робинзона Крузо.
  2. Представители школы резко негативно относились к применению математических методов. Они считали, что все блага, а также процессы в экономике нельзя рассматривать в качестве функции, по причине их конечности. То есть, отказ от математического инструментария обосновывался более точным отображением реальных событий в хозяйственных системах.

Именно по причине абстракции и недостаточной связи с практической жизнью австрийская школа подверглась критике.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономическая теория» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис