Основные вопросы экономики
Общество в целом и любой субъект экономики практически постоянно сталкивается с проблемой выбора. Перед любой экономической системой (независимо от ее типа – командная, рыночная и так далее) стоит три основных вопроса, на которые ей необходимо ответить:
- во-первых, что производить и в каком количестве (какие услуги и товары будут востребованы потребителями);
- во-вторых, как производить (какой способ производства благ рационален в условиях ограниченности доступных ресурсов);
- в-третьих, для кого производить (каким образом распределяются выпущенные товары и услуги, кто получает их в собственность).
При ответе на первый вопрос общество осуществляет распределение ограниченных ресурсов между экономическими субъектами, выполняющими производство разнообразных благ. Допустим, при принятии решения об использовании имеющихся запасов металла для изготовления холодильников это ресурс будет распределен в пользу производителей холодильников, но не достанется производителям станков. Соответственно экономическая система не произведет станки.
При ответе на второй вопрос общество выбирает для производства выбранных ранее товаров и услуг наиболее предпочтительные производственные технологии. При выборе технологии определяющим фактором является ее эффективность, то есть способность обеспечить производства определенного количества благ при минимуме затрат. К примеру, востребованный продукт питания картофель можно производить двумя способами:
- во-первых, выращивать каждому члену общества на собственном приусадебном участке с помощью преимущественно ручного труда и натуральные удобрения;
- во-вторых, выращивать крупным аграрным компаниям на принадлежащих им или арендованных земельных угодьях при использовании механизированного труда и специализированных химических удобрений, являющихся результатом деятельности химической промышленности.
Представленные технологии могут обеспечивать одинаковое количество товаров и характеризуются собственной комбинацией и масштабами использования ограниченных ресурсов (разный уровень трудоемкости, энергоемкости, капиталоемкости и так далее).
При ответе на третий вопрос возможность выбора, как правило, ограничивается доступностью денежных средств для субъекта экономики или наличием у него иных благ, подлежащих обмену.
Взаимосвязь выбора и альтернативной ценности (стоимости)
Наличие альтернативных вариантов, требующих выбора, обусловливает существование такого понятия как альтернативная ценность (стоимость).
Альтернативная ценность (стоимость) – неполученная польза, обусловленная отказом от альтернативных выбранному варианту, определяемая исходя из наилучшего из отбракованных вариантов.
При выборе из перечня определенных альтернатив в условиях ограниченности ресурсов экономический субъект, исходя из собственных предпочтений и рациональности, выберет лучший вариант, а тот, который будет на втором месте, образует альтернативную стоимость выбранного.
Экономический выбор можно представить в виде определенных этапов, к числу которых относятся следующие:
- этап определения имеющихся альтернатив, которые обозначаются как Альтернатива № 1, Альтернатива № 2, Альтернатива № 3, Альтернатива № 4, Альтернатива № 5;
- ранжирование имеющихся альтернатив, исходя из степени их предпочтительности: например, Альтернатива № 3 лучше, чем Альтернатива № 2, которая лучше, чем Альтернатива № 4, которая лучше, чем Альтернатива № 1, которая лучше, чем Альтернатива № 5;
- выбор наилучшей альтернативы, исходя из требования рациональности поведения, то есть Альтернативы № 3;
- определение альтернативной стоимости выбранной альтернативы – для Альтернативы № 3 альтернативной стоимостью будет являться ценность Альтернативы № 2;
- игнорирование остальных альтернатив.
Альтернативная ценность (стоимость) является теоретическим показателем, указывающим количество одного товара, от производства которого необходимо отказаться для того, чтобы произвести единицу другого товара за счет высвобожденных ресурсов. Альтернативная ценность (стоимость) бывает либо постоянной, либо растущей.
Постоянная альтернативная ценность (стоимость) образуется при условии совершенной заменяемости факторов производства (изготовление альтернативных товаров требует применения факторов в одинаковых установленных пропорциях). В этом случае двукратное увеличение объема факторов производства ведет к двукратному увеличению объемов производства.
Растущая альтернативная ценность (стоимость) образуется при условии наличия возможности производства альтернативного товара в значительно больших объемах за счет изъятых факторов из производства другого товара. В результате производство другого товара уменьшается.
Альтернативная ценность (стоимость) и экономический выбор неразрывны. Делая выбор в пользу чего-либо неизбежно приходится отказываться от чего-то другого. Данный постулат можно проиллюстрировать следующим примером.
Перед индивидом стоит выбор из двух альтернатив, каждая из которых имеет определенную стоимость и способна принести определенную выгоду (не всегда в финансовом смысле). Индивид наделен правом выбора, но выбрать может только один из предложенных вариантов. С точки зрения экономической теории наилучшим вариантом будет являться тот, который обеспечивает получение большей выгода. Выбор такого варианта является проявлением рационального поведения индивида. Однако, в силу определенных факторов, в том числе личных предпочтений, индивид при совершении выбора может поступить и нерационально. Именно по этой причине понятие альтернативной выгоды выходит за пределы экономической теории, становясь объектом изучения и в философии.
Следует отметить, что индивид в повседневной жизни множество раз в день ставится перед необходимостью выбора, совершая его, как правило, на основе подсознательных процессов.