Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Регулирование рынка при помощи налогов, дотаций, фиксированных цен

Все предметы / Экономическая теория / Регулирование рынка при помощи налогов, дотаций, фиксированных цен
Определение 1

Регулирование рынка – это комплекс мер и действий, которые предпринимаются субъектами, располагающими соответствующими возможностями, в целях внесения изменений в течение экономических процессов.

Основные сведения о регулировании рынка

Несмотря на наличие у рынка такого свойства, как саморегулируемость, на самом деле он нуждается в определенном внешнем воздействии, которое будет устранять отдельные негативные проявления рыночного механизма. Кроме того, рыночная действительность зачастую противоречит с представлениями о социальной справедливости. В этой связи требуется ликвидировать эти противоречия. И первая, и вторая задача решается с помощью такого социально-экономического явления, как регулирование рынка.

В большинстве случаев регулированием рынка занимается государство в лице уполномоченных государственных органов. Однако есть такие отрасли экономики, где хозяйствующие субъекты объединяются в, так называемые, саморегулируемые организации. Они в рамках своих полномочий также осуществляют регулирование своего рынка.

В качестве основных причин, которые побуждают в обществе стремления осуществить регулирование рынка, рассматривают наличие частного и общественного характера производства, бедности, тенденции к монополизации, научно-технического прогресса, экологических проблем, международной конкуренции и др.

Главными инструментами, через применение которых осуществляют регулирование рынка, являются:

  • налоги;
  • дотации;
  • фиксирование цен.

Использование налогов как инструмента регулирования рынка

В современных рыночных условиях налоги представляют собой главный инструмент по регулированию развития рынка. Налог – это обязательный платеж организаций и физических лиц, осуществляемый в форме перевода ими своих денежных средств в соответствующий государственный бюджет.

Готовые работы на аналогичную тему

Введение или отмена налогов, изменение налоговых ставок напрямую влияет на объемы спроса и предложения практически на всех существующих в экономике рынках. Налоги устанавливаются на получение доходов (заработной платы, дивидендов, прибыли), на обладание в праве собственности активов (земли, недвижимости), на осуществление определенных действий (реализацию продукции, провоз товара через таможенную границу).

Налоги могут устанавливаться как в отношении производителей (выступающих на рынке как предложение), так и в отношении покупателей (выступающих на рынке как спрос). Они характеризуются схожими, но несколько отличными друг от друга последствиями.

Если налогом облагаются производители, то на рынке произойдет уменьшение предложения, поскольку налоги воспринимаются как часть издержек. Тогда сократится равновесный объем продаж, а равновесная цена – увеличится.

В случае увеличения налогового бремени покупателей спрос на рынке также сократиться (точнее говоря, снизится его платежеспособность). Однако равновесная цена (в отличие от рассмотренного выше случая) уменьшится (как и равновесный объем). Т.е. в результате этого решения рынок фактически сузится.

Использование дотаций как инструмента регулирования рынка

По сущности противоположными налогам выступают такие явления экономической жизни, как дотации. Т.е. дотации – это денежные средства, которые государство передает производителям и потребителям.

Как правило, предоставление дотаций осуществляется в отношении каждой единицы некоего товара – так называемая, потоварная дотация. Она устанавливается либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара, либо в определенном проценте к цене товара.

В случае введения органами государственной власти режима выделения производителям товара дотации из бюджета на рынке произойдет увеличение предложения. Производители будут готовы реализовать свою продукцию за цену, которая меньше равновесной цены на сумму предоставленной дотации. Следовательно, равновесный объем продаж увеличится, а равновесная цена, наоборот, уменьшится.

Предоставление дотаций покупателем будет означать увеличение платежеспособного спроса. При том же уровне предложения данное изменение на рынке приведет к увеличению как равновесного объема продаж, так и равновесной цены.

Фиксирование цен как инструмент регулирования рынка

В механизмы рыночной системы можно вмешиваться посредством использования более грубых методов, нежели налоги и дотации. В частности, речь идет про фиксацию рыночных цен на определенном уровне.

Если цены фиксируются на уровне, соответствующем равновесному уровню цен (при учете сохранения прочих рыночных условий), то никаких изменений на рынке можно не ожидать. В любых других случаях рыночное равновесие нарушается.

Так, в случае фиксации цен на уровне, который превышает уровень равновесия, на рынке возникнет ситуация избытка. Среди производителей будет много желающих продать свою продукцию по завышенным ценам, а вот количество покупателей, которые будут готовы приобрести подобную продукцию, непременно сократится.

Подобная практика получила распространение на рынке сельскохозяйственной продукции (во многом из-за политического давления, оказываемого производителями). В итоге правительству приходится за счет бюджетных средств выкупать этот избыток, чтобы поддержать критически важную отрасль экономики.

Возможна и обратная ситуация. Устанавливается максимальный размер цен на уровне, который находится ниже равновесного уровня. Тогда на рынке складывается ситуация дефицита – производители выставляют на продажу объем продукции, который намного меньше количественного выражения покупательских потребностей в ней.

Подобное решение обычно принимается в отношении потребительских товаров первой необходимости для того, чтобы ограничить рост цен на них. Однако, как показывает практика, редко, когда подобная политика приводила к положительным результатам без каких-либо негативных последствий.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Maksim Maksimov

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис