Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные этапы развития экономической науки

Все предметы / Экономическая теория / Основные этапы развития экономической науки
Определение 1

Экономическая наука – это отдельная отрасль систематизированных знаний о закономерностях, которые действуют в процессе ведения людьми хозяйственной деятельности.

Предпосылки к возникновению и развитию экономической науки

Люди имеют определенные потребности (в еде, в одежде, в безопасности, в жилище, в развлечении и т.д.), которые имеют тенденцию к бесконечному увеличению. Их необходимо удовлетворять. Для этого нужно использовать определенные ресурсы (природные, трудовые, финансовые и др.), однако их объем является ограниченным. На преодоление данной дилеммы (удовлетворения безграничных потребностей в условиях ограниченных ресурсов) нацелена экономическая наука.

Экономическая наука сосредотачивает свое внимание на деятельности людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. Накопление и анализ знаний в данной сфере жизни общества начался еще в древности.

Отдельные элементы экономического мышления можно наблюдать в древнеегипетских и древнеиндийских трактатах, а также в Библии. Начало формированию экономической науки было положено такими известными мыслителями Древней Греции, как Ксенофонт, Платон, Аристотель.

Замечание 1

Именно ими было дано название учению об организации домашнего хозяйства – «экономия» (термин производен от древнегреческих слов «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон).

Описание основных этапов и направлений развития экономической науки

На данный момент можно утверждать, что экономическая наука в своем развитии пережила несколько этапов, каждый из которых был представлен господствующим в обществе направлением, определенной научной школой. В частности, речь идет про следующие направления:

  • меркантилизм;
  • физиократы;
  • классическая политическая экономия;
  • марксизм;
  • кейнсианство;
  • неоклассическая экономическая теория (монетаризм);
  • экономикс.

Готовые работы на аналогичную тему

После эпохи Средних веков первым крупным направлением экономической науки был меркантилизм. Согласно его положениям, залог процветания страны состоит в формировании богатства из таких благородных металлов, как золото и серебро. Меркантилизм впервые детально раскрыл основную цель развития капиталистического способа производства. Однако существенными недостатками данного направления считались некорректные представления об источниках прибыли (богатства), о стоимости денег, об отношениях в сфере обращения и о запрете вывозить деньги из страны. В качестве главных представителей меркантилизма упоминают следующих экономистов XVI-XVII вв. – А. Монкрктьена, Т. Мэна, Ж. Б. Кольбера и др.

На меркантилизм в научном сообществе была вызвана определенная реакция, одним из следствий которой стало появление направления экономического учения физиократов. Его основоположниками были французские ученые – Ф. Кенэ и Ж. Тюрго. По их мнению, продуктивной была только земля, поэтому чистый продукт мог быть создан только трудом сельскохозяйственных работников. Поэтому промышленники и купцы получали свои доходы из «вторых рук». При этом главными принципами экономической политики они считали полную экономическую свободу личности, свободную конкуренцию, отсутствие активного вмешательства государства в экономику.

Со второй половины XVIII века начала формироваться классическая политическая экономия. Свой вклад в ее становление заложили английские экономисты Уильям Пети (1623- 1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Риккардо (1772-1823), Джон Стюарт Миль (1806-1873), французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832).

Перечисленные экономисты совместными усилиями смогли разработать полноценную и всеобъемлющую экономическую теорию, которая базировалась на концепции трудовой стоимости. В отличие от физиократов, классики признавали заслуги труда других классов в создании богатства. Рыночный обмен объявлялся формой, в которой организовывалось наиболее эффективное сотрудничество всех классов, участвующих в производственном процессе и вступающих в кооперацию.

Идею классиков политической экономии о двойственном характере производства до уровня научной теории довел К. Маркс, который установил, что существенным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимости товара, его реализации является обмен. Кроме того, он отстаивал принцип экономического детерминизма, примат экономики над системой остальных (надстрочных) сфер общественных отношений.

Очередная смена парадигм в экономике произошла в 1930-е гг. после публикации серии научных работ Дж. М. Кейнса. Он настаивал на том, что рынок несовершенен, поэтому для обеспечения экономического развития требуется активная деятельность государства в экономике. Она по большей части сводилась к предъявлению на рынке дополнительного спроса на продукцию, который не мог быть обеспечен экономикой самостоятельно и способствовал повышению деловой активности в обществе.

Идеи кейнсианства в 1970-е гг. были подвергнуты критике основателем следующего крупного направления в экономической науке (монетаризма) – М. Фридманом. Он считал, что определяющим фактором развития экономики является количество денег в обращении. В этих условиях активная экономическая политика, предлагаемая кейнсианцами, должна была быть ограничена только денежно-кредитной политикой, т.е. воздействием на денежную массу в экономике страны.

Монетаризм в настоящее время составляет основу современной неоклассической экономической мысли, в соответствии с которой свою экономическую политику проводит большинство развитых стран мира. В то же время в состав данной мысли входит большое число иных направлений экономической науки, которые появились в последние десятилетия (например, институционализм, экономическая психология и др.). Поэтому экономическую науку, которая существует сейчас, принято называть «экономикс».

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис