Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие экономической мысли

Все предметы / Экономическая теория / Развитие экономической мысли

Сущность науки об экономике

Эволюция человечества тесно связана с усложнением и развитием хозяйственных связей и систем. Экономическая деятельность человека связана с созданием благ, их распределением, сбытом и конечным потреблением. При этом потребление постоянно растет и видоизменяется, требует от производства все новых товаров и услуг. Возникновение экономической науки связано именно с этой проблемой. Ее цель – обеспечить методы удовлетворения потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Экономическая теория имеет два принципиальных направления:

  1. Макроэкономика занимается изучением функционирования и закономерностей развития крупных хозяйственных систем национального, международного и мирового уровней.
  2. Микроэкономика исследует системы, образованные отдельными субъектами. Сюда относят деятельность домашних хозяйств, индивидуальных предпринимателей, предприятий.

В экономке используется нормативный и позитивный подходы. Первый дает оценку процессам и явлениям в экономике. Второй занимается изучением функционирования экономики без оценок, то есть направлен на констатацию факта.

Экономическая теория выполняет ряд функций, значимых для науки и практической жизни человека. Прежде всего, она реализует познавательную функцию, то есть теоретически описывает события и явления хозяйственной жизни. Так же она позволяет сформировать базу для составления прогнозов, понимания процессов развития и роста. Кроме того, экономическая теория лежит в основе многих прикладных наук, которые решают конкретные экономические задачи, встающие перед субъектами хозяйствования. Она дает возможность сформировать рекомендации для достижения тактических и стратегических целей.

Замечание 1

В ходе развития человечества экономическая наука так же претерпевала изменения. Каждый этап ее становления связан с задачами, которые вставали перед обществом в различные временные промежутки.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие экономической мысли в Древности и в Средние века

Первые попытки понять закономерности развития хозяйственных отношений между людьми делали философы еще в древности. Их знания были разрозненными и основывались на наблюдениях. Их волновали проблемы того времени. Например, Ксенофонт рассматривал принципы управления рабами. Платон изучал закономерности налогообложения. Аристотель исследовал такие категории как товар, деньги и капитал. Он даже сумел классифицировать все виды хозяйственной деятельности на три группы:

  • естественные (непосредственно экономика);
  • направленные на удовлетворение потребностей общества (ремесла, скотоводство, земледелие);
  • неестественные, направленные на обогащение и личную выгоду (резко отрицал ростовщичество).

В Средневековье вся жизнь общества подчинялась религиозной этике. Основными мыслителями того времени считались Августин Блаженный и Фома Аквинский. Они резко осуждали стремление к личной выгоде, накопление золота, торговлю и ростовщичество. Реформация церкви в пятнадцатом и шестнадцатом веках сменила экономическое мировоззрение на индивидуалистское. Церковный раскол, появление новых религиозных трактовок стали оказывать воздействие на общества. Например, протестантизм не отрицал и даже поддерживал богатство, если оно становилось результатом усилий и сбережений. Эти события положили начало экономической школе – меркантилизму.

Меркантилизм рассматривал сферу обращения, где средством получения доходов была торговля, а целью – накопление богатства золотом. Экономическая школа того времени решала вопрос купечества, которое бурно развивалось благодаря Великим географическим открытиям. Накопленные средства сформировали первые частные капиталы.

На базе меркантилизма сформировалась школа физиократов, центр которой был расположен во Франции. Особенностью этого направления был упор на землю, как главный источник доходов и богатства.

Развитие экономической мысли в новое время

Большой вклад в развитие экономической мысли внесла классическая школа политэкономии. В ней человек рассматривался как основной субъект хозяйствования, стремящийся к удовлетворению собственных интересов и потребностей. При этом они видели механизм, который побуждает индивида действовать в своих интересах и решать проблемы общества. То есть, производя какое-либо благо, предприниматель должен ориентироваться на потребности общества. Именно классическая школа политэкономии первая отследила рыночный механизм. Классики поддержали идею экономического либерализма и личных свобод субъектов хозяйствования.

В Германии в это же время экономика рассматривалась под углом социально-исторической концепции. И хотя, это направление не прижилось, однако, оно заложило фундамент для современной социально-ориентированной экономики.

Замечание 2

Социалисты всего мира в своих действиях руководствовались марксизмом, хотя со временем он показал свою несостоятельность.

Маржиналисты исследовали поведение человека, психологические аспекты его действий в рамках хозяйственной деятельности. Неоклассики развили идеи политэкономии и маржиналистов. Они увидели, что на рынке встречается две цены – предложения и спроса, а затем, они уравновешиваются. Джон Кейнс придерживался позиции сильного государства, которое способно вмешиваться в работу экономической системы. Монетаристы рассматривали развитие экономики с точки зрения денежного обращения.

Современная экономическая мысль представляет собой совокупность всех идей, рассмотренных ранее отдельными направлениями науки и экономическими школами. Сейчас экономическое развитие во много полагается на развитие человека и общества. Предметом изучения экономической теории становятся смежные области, возникающие при пересечении с другими общественными науками. Можно сказать, что экономическая наука развивается совместно с потребностями общества, а также задачами, возникающими в процессе его эволюции.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономическая теория» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис