Потребительский выбор
Потребительский выбор – это процесс принятия потребителем решения о приобретении какого-либо блага.
Потребительский выбор влияет на рыночный спрос, так как потребители определяют потребность в товаре при заданном уровне цен. Долгое время ученые полагали, что покупатель ведет себя экономически рационально. То есть он руководствуется выгодой при совершении выбора. Однако соединение знаний социологии и психологии с экономикой показало, что далеко не всегда покупатель ведет себя рационально. Поэтому специалисты стали уделять особое внимание принципам, которыми руководствуется человек при совершении потребительского выбора.
Рыночная экономика устроена таким образом, что определяющим фактором остается спрос. Производители ориентированы на потребности, иначе созданное ими благо не будет продано, и они не получат выручку. Именно поэтому огромные средства тратятся на исследование поведения человека в условиях рыночной экономики.
Существуют разные предположения относительно поведения покупателей. Среди наиболее известных:
- Поведение потребителей объясняется их предпочтениями.
- Потребительский выбор может быть вынужденным в условиях дефицита.
- Покупатель руководствуется степенью полезности продукта.
Теория полезности составляет основу исследования поведения человека. Именно она определяет поведение человека и его склонность к приобретению тех или иных товаров. На выбор влияет бюджетное ограничение. То есть в каждый момент времени потребитель решает вопрос об альтернативе. Он отказывается от одних товаров в пользу других, тем самым выбирая между их полезностью для себя в заданный момент времени.
Можно сказать, что потребительский выбор определяется развитостью рынка, ценой, бюджетными ограничениями и личными предпочтениями.
Эластичность спроса
Спрос является определяющим фактором рыночных отношений. Его эластичность позволяет измерить степень реакции покупателей на колебание различных факторов, например, на изменение цен, уровня доходов и так далее. Определяющей величиной эластичности является ее коэффициент. Он является мерой чувствительности спроса к какому-либо фактору. Коэффициент показывает, как изменится первый показатель в зависимости от изменения второго на 1%. Например, чувствительность спроса к изменению дохода рассчитывается по следующей формуле:
$E = (dQ/dI)/Q/I$
где: Q – количество, P – цена, I – доход.
В результате вычислений можно сделать следующие выводы. Если коэффициент будет ниже нуля, то товар можно отнести к группе низкокачественных. То есть спрос на него уменьшается. Если коэффициент находится в пределах от 0 до 1, то спрос растет медленнее, чем доходы населения, значит речь идет о товаре первой необходимости. Коэффициент больше единицы говорит о том, что цена товара растет быстрее, чем доходы. Такое часто встречается по отношению к товарам категории роскоши.
Интересным явлением с точки зрения потребительского поведения может стать перекрестная эластичность спроса. Она показывает насколько изменяется спрос на одну группу товаров при изменении цен на другую группу товаров. При расчете используются интервальные значения, характеризующие изменения. Такие исследования применяются для оценки конкурентных товаров и товаров-субститутов.
Эластичность спроса и поведение покупателей
Исследование эластичности по цене показывает, что спрос в этом случае зависит от следующих факторов. Наличие конкурирующих товаров показывает, что замену найти проще, поэтому эластичность спроса выше. Покупатели оказываются чувствительными к цене, так как снижается уровень их реального дохода. Если скачок цен на товар оказывается слишком сильным и резким, то растет показатель эластичности. Информационная осведомленность покупателей так же повышает эластичность. Важным фактором остается структура потребительской корзины. Чем важнее товар для жизнедеятельности покупателя. Если товар слишком дорогой для покупателя, то эластичность спроса на него вырастает. Срок хранения и особенности производства тоже влияют на эластичность. Стоит отметить, что большинство товаров подчиняется общему правилу рынка, когда спрос и цена находятся в обратной зависимости. То есть рост цены снижает спрос и наоборот, но есть исключения, например, товар Гиффена - это такой тип товара, потребление которого при росте цен начинает увеличиваться. Это объясняется тем, что эффект замещения перевешивается эффектом от дохода. Существуют категории товаров с неэластичным и с эластичным спросом. К первой группе относятся предметы первой необходимости, недорогие товары и труднозаменяемые товары, например, хлеб. К эластичным относят предметы роскоши, дорогостоящие покупки и товары, которые можно легко заменить.
Если цена растет слишком быстро, то принято рассчитывать дуговую эластичность. Здесь используется среднее значение спроса и цены и дельта их изменений.
Проблемой на рынке труда является тот факт, что наниматели ориентируются на номинальную оплату труда, а домашние хозяйства – на реальную. То есть для них определяющей является покупательная способность денег. Измерение дохода является одним из определяющих факторов спроса. Товар может быть значительным для бюджета семьи. Он может быть предметом роскоши или первой необходимости. Многое зависит от предпочтений и вкусов членов семьи. В этом случае, если эластичность больше нуля, то спрос растет при увеличении дохода. Коэффициент эластичности больше единицы говорит о том, что спрос изменяется на больший процент, чем доход.
Исследование перекрестной эластичности позволяет оценить возможность адекватной замены при заданных рыночных условиях. Существует три варианта. Потребители могут заменить один товар на другой, когда это один и тот же товар, но разных производителей, например, стиральный порошок. В некоторых случаях потребители могут изменить потребление без изменения объема потребления другого товара. Возможно исследование с точки зрения изменения цены товара, при этом потребление товара из второй группы не изменяется.