Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Идеи политической экономии

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Идеи политической экономии в период феодализма

Начало исторического развития политической экономии традиционно связывается с периодом эпохи классического феодализма. При этом по оценкам современных экономистов, научные идеи того времени не внести особого значения развитие экономической теории, но, тем не менее, отразили специфические черты нового, неизвестного ранее способа производства.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на то, что изменение положения непосредственных производителей в структуре производственных отношений, постепенный переход к внутрихозяйственному экономическому воспроизводству рабочей силы поспособствовали коренному пересмотру старых, а, как следствие, – формированию новых идей относительно проблемы социальной значимости труда и оценки трудящегося человека.

Замечание 1

Труд, в рассматриваемый период, как впоследствии отмечалось исследователями политической экономии, перестал рассматриваться в качестве «низкого занятия» и удела рабов, напротив – труд приобретает значение непреложной обязанности каждого человека

Кроме того, значительное внимание уделялось идеям ценообразования в условиях феодальной модификации хозяйствования, так, в частности, была предложена концепция так называемой «справедливой цены». Велись ожесточенные дискуссии о ростовщичестве, которое было неприемлемо в условиях господствующей христианской традиции, однако характеризовалось значительной распространенностью на практике. Также активная работа в сфере политической экономии велась применительно к описанию практики хозяйственной деятельности, и выявлению ее ключевых закономерностей (особенно в рамках монастырского хозяйствования).

Также представляется необходимым обратить внимание на то, что рассмотрение идей экономической теории в период феодализма, исторически предшествующий возникновению термина «политическая экономия» в 1615 году (в работе А. Монкретьена) не является упущением или противоречием, поскольку возникновение соответствующего термина не следует отождествлять с моментом возникновения науки как таковой. Политико-экономические исследования имели место задолго до начала XVII века, во всех случаях, когда предпринимались попытки научного изучения отношений собственности. В этой связи, изучение политико-экономических идей, сформированных в период феодализма необходимо для целостного восприятия положений политической экономии.

Готовые работы на аналогичную тему

Идеи меркантилистов как представителей политической экономии в переходный период

Первая школа буржуазной экономической мысли возникла и оформилась в качестве самостоятельного научного направления в переходный от феодализма к капитализму период. Основное внимание представителей данной школы было обращено на изучение товарно-денежного обращения и торговли, в связи с чем название данного направления – меркантилизм, от итал. «merkante» – торговец.

Основное идеей меркантилистов был тезис о том, что богатство, в том числфе богатство государства, заключается, прежде всего в золоте, приносить и приумножать которое позволяет торговля. В этой связи способностью наращивать национальное богатства способны только те государства, которые в состоянии ввозить много золота, не допуская его вывоза. Следовательно, с точки зрения меркантилистов, государствам, с одной стороны следует поощрять мануфактуры, производящие товары, торговлю, а с другой – надлежит запретить вывоз золота и ограничить посредством установления таможенных барьеров ввоз иностранных товаров, расчет за которые должен производиться золотом.

Замечание 2

Однако необходимо обратить внимание на то, что меркантилистами не уделялось внимание исследованию действительных источников богатства, поскольку рассматривались лишь внешние формы его движения в сфере обращения, что объяснялось объективными условиями функционирования капитала на ранних этапах развития.

По мере же утверждения капиталистического уклада в сфере непосредственного производства и соответствующего роста богатств предпринимателей, действующих в этой сфере, общественная практика все нагляднее демонстрировала ограниченность концепций, объясняющих происхождение богатства лишь свойствами денег и торговли. Объективной необходимостью становится углубление теоретического исследования экономических процессов, переход от внешних форм к внутренним, сущностным параметрам движения капитала.

Идеи классической политической экономии

Описанная выше задача глубокого теоретического осмысления экономических процессов была активно разработана в трудах представителей классической буржуазной политической экономии. Их заслугой выступило то, что в политико-экономических исследованиях того времени последовательно обосновано и доказано существования в экономической жизни общества объективных законов.

Ключевой идеей представителей классической политэкономии был перенос фундаментальных экономических исследований из сферы обращения (как это делали меркантилисты) в сферу производства, приступив к глубокому анализу его закономерностей. Наряду с этим, ключевыми достижениями представителей рассматриваемой школы политической экономии выступили:

  • введение абстрактно-исторического метода изучения экономических явлений и процессов;
  • положено начало теории трудовой стоимости;
  • глубокое исследование доходов буржуазного общества;
  • анализ узконаправленных явлений экономической жизни общества: конкуренции, кредита, денежного обращения и т.д.
Замечание 3

Кроме того, в рассматриваемый период были отвергнуты суждения эпохи феодализма и переходного периода (меркантилистов) о необходимости государственного вмешательства в экономику. Напротив, ими была сформулирована идея концепции государства-«ночного сторожа», в котором провозглашалась неприкосновенность частной собственности, а свободное предпринимательство и рыночная конкуренция должны были стать автоматическими регуляторами общественного производства, не требующими вмешательства извне.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис