Сущность и особенности провалов рынка
Несмотря на то, что классики экономической теории утверждали, что рыночный механизм является саморегулируемым и обеспечивает эффективное производство, распределение и потребление товаров и услуг, на самом деле развитие экономики иногда приводит к возникновению негативных явлений, которые рынок самостоятельно устранить не в состоянии. Эти явления в научном сообществе получили название «провалов (изъянов, фиаско) рынка».
Провал рынка заключается в том, что действие рыночного механизма приводит к появлению негативных явлений, которые «невидимая рука рынка» не устраняет.
В этой связи необходимым оказывается административное регулирование экономики государством, которое благодаря своим возможностям по волевому применению силы может если не устранить, то, по крайней мере, сгладить эти провалы.
Наиболее распространёнными провалами рынка, выделенными и тщательно исследованными экономистами, являются следующие случаи нарушения функционирования механизма рыночного регулирования:
- в результате неконтролируемой конкурентной борьбы возникает одна из следующих ситуаций – монополия (рыночная власть переходит к одному экономическому субъекту, множеству покупателей противостоит один продавец), олигополия (несколько продавцов действуют скоординировано, как один), монопсония (множеству продавцам противостоит один покупатель). Описанные ситуации приводят к тому, что цена и объём выпуска продукции не совпадают со значениями рыночного равновесия, из-за чего возникают чистые общественные потери;
- недостаток и асимметрия информации, которая возникает в ситуациях отсутствия контроля за производителями и качеством предоставляемых ими товаров и услуг и проявляется в том, что продавец, как правило, заведомо лучше знает качественные характеристики своей продукции; это в итоге приводит к принятию экономических субъектов неэффективных решений;
- производство в рыночных условиях зачастую приводит к появлению внешних эффектов, которые проявляются в том, что лица, непосредственно не участвующие в конкретных рыночных отношениях, получают определённые выгоды или издержки и, тем самым, меняются значения функций полезности индивидов и производственных функций предприятий (как в большую, так и в меньшую стороны);
- общество нуждается в потреблении ряда благ, которые характеризуются неисключаемостью, неконкурентностью в потреблении и неделимостью (так называемых, общественных благ), а потому их производство является невыгодным для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;
- возникновение и развитие социальных проблем, которые обусловлены тем, что действие рыночного механизма выводит из процесса производства и распределения валового продукта «неэффективные» трудовые ресурсы (пенсионеры, инвалиды, дети и т.д.), оказывающиеся в результат без средств к существованию.
В перечисленных выше ситуациях как раз-таки и проявляется сущность провалов рынка, которые становятся проблемами для общества. Для их решения оно пробегает к методам государственного регулирования экономики.
Описание основных причин возникновения провалов рынка
Государство в лице специализированных органов власти перед тем, как приступить к сглаживанию и устранению провалов рынка, идентифицируют причины их возникновения. Это проводится для того, чтобы меры государства оказались эффективными, то есть направленными на самый «корень» проблемы.
Чаще всего, в качестве источников возникновения провалов рынка выступают:
- проведение беспощадной борьбы с конкурентами, слияние с ними, заключение с ними тайных сговоров или другие события, которые приводят к сокращению числа фирм на рынке, вслед за чем угасает конкуренция как таковая;
- научно-технический прогресс, в результате которого требуется использование большого объёма ресурсов и, соответственно, формирование крупномасштабных производств;
- отсутствие в рыночной системе механизмов перераспределения ресурсов, которое бы соответствовало потребностям потребителей;
- неспособность рынка произвести товары и услуги, на которые со стороны членов общества есть потребность, но не придуман рыночный способ финансирования их производства;
- неустойчивость (циклические колебания) экономического развития, особенно в части занятости и уровня цен.
Искоренить эти причины и предотвратить порождаемые ими проблемы возможно только при «видимой руке государства» (в противовес «невидимой руке рынка»). Особенно его роль повышается в условиях глобализации мирового сообщества, в частности, в экономической сфере. Прежде всего, им должно быть принято антимонопольное законодательство, которое установит для всех участников рынка «равные правила игры», будет защищать собственность и т.д. Если же монополию устранить нельзя (ситуация естественной монополии), то государство должно либо возглавить её, либо жестким образом регулировать её деятельность (посредством установления нормативов, тарифов и т.д.).
Для восполнения неполноты рыночной информации, устранения отрицательных и стимулирования положительных внешних эффектов государство устанавливает в отношении производителей ряд требований (запретов, обязательств). Их соблюдение тщательно контролируется, в случае их нарушения они наказываются (обычно в форме наложения штрафов), в случае соблюдения – поощряют (обычно в форме субсидий).