Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность – это умение субъекта, использовать собственные особенности для того, чтобы превзойти другие схожие по характеристикам субъекты в заданных условиях.
Конкурентная борьба является неотъемлемой частью жизни человека. Все существующие субъекты так или иначе конкурируют друг с другом за более выгодные условия существования. В экономике конкурентоспособность проявляется через умение экономического агента использовать свои особенности с целью максимизации дохода, либо получения иных коммерческих выгод.
Конкурентоспособностью могут обладать отдельные виды благ, предприятия, целые отрасли и даже регионы. Поэтому выделяют конкурентоспособность национальной экономики, товаров и предприятий. Способность конкурировать с другими схожими субъектами может быть оценена со стороны, теми субъектами в отношении которых разгорается борьба. Это могут быть потребители, инвесторы, государство и сами производители.
Современные экономические системы придерживаются принципы рыночных отношений. Для них характерны следующие черты:
- Свобода и независимость действий субъектов хозяйствования.
- Ограниченная роль государства.
- Равновесие рынка достигается путем установления баланса между предложением и спросом.
Конкуренция возникает по причине независимости экономических агентов. Каждый из них стремится к достижению индивидуальных целей в существующих условиях. При этом субъекты стремятся к обеспечению длительной конкурентоспособности, которая позволит им функционировать на рынке, поддерживать финансовую независимость и стабильность.
Конкурентоспособность является многогранным понятием. Для каждого субъекта она представляет набор преимуществ перед другими экономическими агентами, обеспечивающих его рыночную силу. Важно, чтобы субъект или объект конкуренции соответствовал требованиям, предъявляемым к нему третьими лицами. Если речь идет о товаре, то он должен обладать теми свойствами, которые будут интересны покупателю.
Товар и его место в экономике
Товар является результатом труда человека. Труд имеет направленность и осознанность, то есть человек имеет представление о том, какой результат он хочет получить. В рыночной экономике при создании товара необходимо учитывать его полезность для будущего потребителя. Отличительными особенностями полезного блага от нерыночного можно назвать:
- Затраты труда на преобразование ресурсов природы в конечный продукт.
- Создание товара для третьих лиц, а не для собственных нужд.
- Реализация товара предполагает равнозначное возмещение, то есть оплату.
Таким образом, товар – это созданная человеком материальная или нематериальная единица блага, имеющая общественную полезность, и предназначенная для равноценного обмена на деньги либо другие товары.
Обменная операция формирует меновую стоимость товара. Она выражает способность блага быть обмененным на другие равнозначные ценности. Однако, обмену подвергаются разные по природе и характеристикам товары, а значит, сопоставление их между собой требует наличия общей меры – стоимости. Товар обладает не только полезностью, но и стоимостью.
Различные экономические школы по-разному обосновывали природу происхождения и использования товара. Например, марксисты рассматривали трудовую теорию стоимости. По их мнению, цена блага рассчитывалась исходя из издержек, которые понес производитель. Представители западных школ считали, что ценность товара определяется его полезностью для конкретного покупателя. Товар в их представлении создавался именно для того, чтобы быть обмененным.
На сегодняшний день товар – это любое материальное и нематериальное благо, которое можно продать. Существуют специфические виды товаров, например, электроэнергия, информация. Они не имеют вещественной формы, но обладают высокой ценностью для покупателя. Есть товары, неспособные полностью удовлетворить потребности покупателя. Это могут быть ценные бумаги, различные формы денег.
Создание блага сопряжено с определением права собственности на него, а значит, закреплением за отдельным лицом права на извлечение прибыли при его реализации.
Конкурентоспособность продукции
Современный потребительский рынок переполнен однородной продукцией, либо продукцией схожей по своим характеристикам. Потребитель может выбирать между большим числом товаров и услуг, определяя собственную предельную полезность каждого из благ. Предприятия стремятся наделить свою продукцию такими характеристиками, которые позволят сохранять конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.
Под конкурентоспособностью продукции понимается тот набор характеристик блага, которые отличают его товаров-конкурентов. Особенности товара должны соответствовать потребностям покупателя, а также быть адекватными затратам на обеспечение предельной полезности. Конкурентоспособность продукции имеет две составляющих:
- Потребительские свойства, определяющие качество благ.
- Цена, которая складывается из издержек производства.
Помимо ценовых и товарных факторов, на конкурентоспособность продукции могут влиять нетоварные факторы. Например, статус самой компании, ее успешность на рынке, методы маркетинга и рекламы, уровень послепродажного обслуживания, гарантия и другое.
В самом общем виде формула конкурентоспособности продукции выглядит следующим образом:
Конкурентоспособность = Цена + Качество + Обслуживание
Управление конкурентоспособностью предполагает обеспечение вышеперечисленных параметров. Рыночная экономика полностью ориентирована на предъявляемый спрос, поэтому успешность и доходность компании во многом зависит от того, насколько она способна удовлетворить запросы покупателей. Для того, чтобы оценить степень конкурентоспособности продукции, прибегают к исследованию «жизненного цикла товара». Этапы цикла характеризуют отношение потребителей к продукции, их готовность приобретать вне зависимости от существенных факторов. Учет жизненного цикла товара в разработке его конкурентоспособности становится инструментом гибкого воздействия на его основные характеристики.