Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность – важнейшая интегральная характеристика, используемая при оценке эффективности экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Само понятие конкурентоспособности применяется к определенному субъекту и означает способность этого субъекта (потенциальная или реальная) выдерживать конкуренцию.
Конкурентоспособность используется в качестве сравнительной характеристики продукции, которая содержит комплексную оценку производственных, коммерческих, организационно-экономических показателей по отношению к выявленным требованиям рынка или свойствам аналогичной продукции.
Конкурентоспособность представляет собой относительную и интегральную характеристику, которая отражает отличие товара и определяет его привлекательность в глазах потребителей.
Конкурентоспособность понятие, имеющее множество аспектов. Оно означает соответствие продукции рыночным условиям, определенным потребительским требованиям.
Конкурентоспособной считается продукция, которая обладает не только высокими потребительскими свойствами, но и находится в соответствии с требованиями международных стандартов в сфере экологической безопасности.
Конкурентное преимущество
Исходной точкой экономического анализа можно считать определение технических и экономических факторов конкурентоспособности, трактуемых в качестве совокупности критериев количественной оценки конкурентоспособности предприятия.
Рыночные позиции определяются внутренними конкурентными преимуществами, которые группируются по шести значимым аспектам:
- конкурентоспособность продукции;
- финансовое состояние компании;
- степень эффективности маркетинговой деятельности;
- рентабельность продаж;
- имидж компании;
- эффективность управления.
Конкурентоспособность продукции
Все предприниматели для объективной оценки конкурентоспособности изготавливаемой продукции, должны использовать критерии, которыми оперируют покупатели. По этой причине первоначально определяется перечень параметров, являющихся существенными с позиции покупателя.
Количественная оценка конкурентоспособности товара проводится благодаря оценке совокупности качественных и стоимостных характеристик продукции.
Качественными показателями конкурентоспособности могут быть 2 группы показателей:
- Жесткие параметры, описывающие основные функции продукции, в том числе связанные с ними основные характеристики, которые могут заменяться в относительно стабильных пределах (показатели эргономичности, технические параметры, соответствие международным стандартам и др.).
- Мягкие параметры, которые характеризуют эстетические свойства продукции (цвет, дизайн, упаковка и др.). На сегодняшний день значение мягких показателей растет, поскольку придает товарам особую привлекательность.
Установка качественных характеристик товара является исходным пунктом оценки его конкурентоспособности.
Анализ параметров конкурентоспособности
Совокупность параметров, которыми характеризуется уровень конкурентоспособности, разделяется на 3 группы:
- Параметры нормативной группы, устанавливающие принципиальную возможность реализации изделий на целевом рынке. Данную работу начинают с оценки патентной чистоты изделий.
- Технические характеристики изделий, то есть их качественная составляющая (определение эталонных, необходимых качеств для потребителя).
- Экономические параметры, включающие в себя цену потребления.