Основные положения
Рассмотрим понятие трансакционных издержек, которое понимается как затраты, которые возникают при использовании механизмов рынка, связаны с заключением контрактов.
На практике выделяется много подходов, чтобы классифицировать данный вид издержек. Это связано с тем, что существует и также много разных взглядов на рассмотрение сущности и проблемы трансакционных затрат.
Рассмотрим подходы различных ученых и исследователей.
Классификация по О.Уильямсону
Принято выделять две главные группы затрат, которые называются в английском словосочетании как:
- ex ante;
- ex post.
К первой группе принято относить затраты на то, чтобы составить определенный проект, соглашение, провести необходимые переговоры.
Вторая группа затрат предполагает осуществление непосредственно затрат, направленных на организацию и на затраты эксплуатационные. Здесь затрат будут связан с спецификой управления, адаптацией, судебные расходы, расходы, связанные с непредвиденными событиями, расходы, которые появляются при выполнении контракта.
Классификация по К. Менару
В данном подходе выделяется больше групп. Принято классифицировать рассматриваемые затраты по 4 основным группам:
- затраты вычленения (или отлынивания);
- издержки, связанные с масштабом;
- затраты, связанные с информационными потоками;
- затраты, связанные с особенностями поведения.
В любой действующей фирме возникает проблема неотделимости. Предполагается, что нет возможности точно определить производительность на единицу каждого фактора, который задействован в производственной деятельности, а также при таких условиях точно рассчитать вознаграждение.
Следующий тип издержек предполагает, что, чем больше объем и масштаб рынка, то тем большую обезличенность приобретают обменные потоки. Поэтому важно развивать институциональные механизмы, которые рассматривают различные природы контрактов, наблюдают за соблюдением законодательства стран, контролируют, вводят санкции в случае нарушения норм законодательства.
Третья группа - информационные издержки. Так все трансакции связаны с информацией, информационными системами и базами данных, то данную группу включают такие издержки как сфера функционирования информации, то есть кодирование, обучение пользователей, цена передачи информации по каналам связи.
Четвертая группа предполагает издержки, которые возникают при эгоистичном, оппортунистическом поведении контрагентов при заключении контрактов.
Классификация по Р. Капелюшникову
Данная классификация является более распространенной и известной. Рассмотрим подробнее:
- затраты, которые связаны с осуществлением поиска различной необходимой информации;
- затраты, осуществляемые при ведения переговоров с контрагентами (например, создание необходимых условий для переговоров, требования контрагентов к условиям переговоров, появляющиеся затраты на проведение таких переговоров);
- затраты измерения точности (возникают в ситуации, когда в актах обмена качества товара могут быть неизмеримы или выражены через другие измерения). Поэтому появляются, например, затраты на дополнительную технику для измерения;
- издержки спецификации;
- издержки, связанные с защитой прав собственности;
- оппортунистические издержки (несут моральный риск, невыполнение условий контрактов).
- В целом данная классификация транзакционных издержек является более широкой и обобщенной.
Примеры различных видов трансакционных издержек из классификаций представлены на рисунке.