Сущность понятия издержек производства
Хозяйственная жизнь – материальный процесс. Поэтому производство не возможно без привлечения различных видов ресурсов. Затраты на привлечение ресурсов в производство входят в стоимость произведенной продукции. Они составляют значительную часть ее себестоимости.
Совокупность затрат, связанных с привлечением ресурсов для производства и реализации товаров и услуг называется издержками производства.
В зависимости от критериев, взятых за основу классификации, различают несколько видов издержек:
- внешние и внутренние;
- общие;
- постоянные и переменные;
- средние;
- удельные;
- предельные;
- вмененные;
- бухгалтерские и экономические;
- явные и неявные и т.п.
Вся эта масса видов издержек необходима для учета и планирования бизнеса. Правильное распределение капитала и управление издержками может существенно повлиять на себестоимость продукции и способствовать увеличению прибыли без увеличения затрат и объемов производства. Этому способствует финансовый анализ предприятия.
Понятие маркетинга
До недавних пор большинство жителей нашей страны и не слышали такого слова, как «маркетинг». Но с переходом экономики на рыночный путь развития, это слово стало все чаще употребляться как в средствах массовой информации, так и в специальной литературе.
Дословно этот термин означает рыночную деятельность или работу с рынком. Появилось оно и получило широкое распространение в начале $ХХ$ века в США. Именно там было выработано несколько вариантов определения этого термина:
- Маркетинг – это социально-управленческий процесс, с помощью которого происходит распределение благ между его потребителями.
- Маркетинг – это процесс построения предприятием прибыльных отношений в сфере обмена ценностями со своими клиентами.
Маркетинг сопровождает сегодня нас везде благодаря рекламе товаров, заполняющей практически все жизненное пространство обычных граждан. Основными целями этого процесса являются:
- достижение максимально возможных показателей потребления;
- по возможности максимальное удовлетворение потребительского спроса;
- предоставление как можно более широкого выбора товаров и услуг;
- повышение уровня жизни населения.
Особенности издержек в маркетинге
Достижение всех выше упомянутых целей также сопровождается издержками. их называют издержками маркетинга.
Издержки маркетинга – это те издержки предприятия, которые не связанные с технологией производства продукции, но имеют отношение к ее реализации и к организации самого предприятия.
К этой категории затрат относят управленческие и накладные расходы. В зависимости от направленности выплат различают следующие виду маркетинговых издержек:
- инфраструктурные;
- административные;
- торговые;
- рекламные;
- складские;
- транспортные.
Как видим из названий, эти издержки отражают не особенности производства, а механизм направления товаров и услуг к потребителю. При высоком уровне издержек маркетинга следует особое внимание обращать на средний по отрасли уровень цен. Потому что искусственное занижение цен может привести с значительному снижению объемов оборота.
Повышение маркетинговых издержек приводит к неоправданному повышению цен («ценовые накрутки»). Это, в свою очередь, снижает спрос на данные товары, переход потребителей на товары-заменители или на приобретение товаров у конкурентов.
Поэтому важную роль играют затраты на маркетинговые исследования рынка. Они изучают динамику потребительского спроса, отзывы об ассортименте и качестве товара, о возможной конкуренции. Анализ рыночной ситуации может принести предприятию большую прибыль и оправдать понесенные маркетинговые затраты.