Теория рынков
Теория рынков – это дисциплина экономической теории, которая изучает работу рынков, их закономерности, а так же поведение субъектов на них.
Предмет этого направления во многом совпадает с проблемами, исследуемыми микроэкономикой. Часто теорию рынков называют теорией отраслевой структуры, которая рассматривает теоретические вопросы более углубленно и целенаправленно.
Теория рынка изучает поведение фирм и экономических агентов на разных рынках. Например, на одном рынке могут обращаться однородные или дифференцированные товары. Именно поэтому, определение границ рынка необходимо, и в то же время осложнено. Дело в том, что рынков, где обращается один товар очень мало. Как правило, продавцы торгуют схожей продукцией, которая различается некоторыми свойствами. То есть, игроки не обладают чистой монопольной властью, потому вся национальная экономика не может рассматриваться в качестве рынка.
Задачи, которые исследует теория рынков:
- Принципы и цели существования фирм.
- Факторы, определяющие размеры и структуры компаний.
- Причины формирования горизонтальной и вертикальной интеграции.
- Особенности концентрации фирм.
- Уровень конкуренции.
- Особенности дифференциации товаров.
- Условия входа и выхода на рынок.
- Рыночные барьеры.
Теория рынков рассматривает особенности работы конкретных отраслей, а так же влияние этих структур на поведение субъектов хозяйствования. Это направление в экономике стало развиваться еще в начала тридцатых годов. Ученые предположили, что рынок наделен структурой, которая ограничивает власть фирм. Сами фирмы влияют на рынок, как и рынок, влияет на поведение фирм. Многие экономисты уделяли внимание зависимости прибыли от рыночной конъюнктуры.
Институциональная теория рынков
Институционализм является относительно молодым направлением в экономической теории. Он предполагает влияние институциональных образований на отношения, события и явления в экономике. Так же он учитывает влияние социальных факторов. Кроме того, институциональная теория отталкивается от того, что поведение субъектов не всегда является рациональным с экономической точки зрения.
Взаимоотношения между фирмами рассматриваются как контрактные. Управление процессами на рынке сводится к необходимости снижения трансакционных издержек, то есть сопутствующих сделкам расходов, которые не участвуют в формировании прибыли. Считается, что наибольший негативный эффект проявляется в оппортунизме. Оппортунистическое поведение представляет собой вымогательство, которое усиливается при росте специфичности активов.
Управление контрактами изучал Уильямс. Он предполагал, что обмен между независимыми агентами является гарантией отсутствия оппортунизма. Участники сделки получают возможность отказаться от ее осуществления, а так же могут обратиться к судебной власти в случае возникновения конфликта.
Но институционализм не дает в полной мере исследовать особенности функционирования рынков. Без ответа остаются следующие вопросы:
- Причины разнообразия существующих рыночных структур.
- Роли институтов и организаций, обеспечивающих отношения обмена при низкой специфике активов.
Издержки обмена связаны с затратами, которые несут обе стороны на предконтрактной стадии. Каждый экономический субъект сталкивается с необходимостью искать добросовестного партнера и оценивать предлагаемый товар с точки зрения качественных и правовых аспектов. Считается, что эти издержки можно избежать, но растет риск оппортунистического поведения одного из участников контракта.
Институты в работе рынков
Институциональная структура позволяет снизить издержки обмена. К элементам такой структуры относят защиту товарных знаков и интеллектуальной собственности, защиту прав потребителей, законы о рекламе, различные нормативные акты, вырабатываемые на предприятиях, устоявшиеся обычаи и правила поведения предпринимателей, характерные для данной страны или региона. Институты позволяют структурировать отношения между контрагентами. Они создают дополнительную систему ограничений. Влияние институтов различается по сложности, в зависимости от особенностей проводимых обменных операций. Рынок, с этой точки зрения, рассматривается, как совокупность институтов, которые позволяют структурировать обмен с помощью системы ограничений.
Правила рынка влияют на распределение, поэтому стимулируют появление институтов, провоцирующих рост неопределенности, что сказывается на отношениях. Степень сложности так же зависит от уровня разделения труда. Высокая специализация предполагает высокое качество благ, а значит, разнообразие обмена. Она требует наличия стабильной и непротиворечивой институциональной базы. Институты, влияющие на структуру рынка, становятся дополнительной гарантией выполнения обязательств обеими сторонами.
Изначально, чтобы организовать процессы на рынке, необходима четкая самоидентификация экономических агентов. Далее идет разделение и специализация труда, что повышает разнообразие предлагаемых сделок, а их число растет. Следствием становится неперсонифицированный тип обмена, когда субъекты вступают сразу во множество отношений, руководствуясь собственной выгодой. Снижению рисков в этом типе трансакций способствует появление посредников, которые могут вносить корректировки в общие правила с целью оптимизации процессов.
Развитие децентрализованных рынков с одной стороны ведет к свободе действий, но с другой нуждается во властном управлении. Здесь особое значение приобретает действующая законодательная система. Усложнение общественных отношений требует более четкой формализации ограничений, доведения информации до каждого субъекта о возможных последствиях невыполнения своих обязательств. Получается, что рост производительности увеличивает неопределенность сделок, что повышает потребность в более четком законодательстве и наличии системы мер регулирования отношений между контрагентами.