Понятие товара и экономического блага
Экономические системы функционируют на основе общественного производства, включающего в себя этапы создания, распределения, сбыта и конечного потребления экономических благ. Вся хозяйственная деятельность человека направлена на удовлетворение различных потребностей. Любые вещи, материальные и нематериальные предметы человеческого труда, направленные на решение каких-либо задач в жизни индивида называются благами.
Любой вещественный или нематериальный предмет, несущий смысл для индивида, выраженный объектом труда или явлением, называется благом. Оно способно обеспечивать цели, интересы и устремления индивида.
Выделяют следующие виды благ:
- Блага, обладающие вещественной формой, называются материальными. Сюда относят дары природы, продукты производства, либо вещественные отношения по присвоению определенных прав. То есть, одни блага сами несут полезность, а другие являются формой ее присвоения.
- Нематериальные блага воздействуют на развитие человеческих способностей. Как правило, создаются в непроизводственной сфере. Внутренние нематериальные блага относятся к самой природе человека, его талантам. Внешние – способные поддержать или развить способности индивида.
- Экономические блага создаются человеком для избегания их дефицита.
- Неэкономические блага - это блага, существующие вне деятельности человека.
- Услуги и товары являются специфическими видами благ.
Товар – это благо, созданное с целью обмена. Как правило, он имеет вещественную материальную форму. Он способен удовлетворять потребности человека, всегда готов к обменным операциям. Обладает потребительной стоимостью, определяемой возможностью удовлетворить интерес покупателя.
Природа стоимости товара
Способность товара удовлетворять потребность индивида формирует его потребительную стоимость. Важно отметить, что ей обладает любой товар. Требования, предъявляемые к товару со стороны потребителя, так же могут быть, совершенно разнообразными. Каждый товар обладает своей степенью удовлетворения потребностей, при этом он может влиять на этот процесс прямо или косвенно. Потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а сразу множество потребностей. Например, потребительная стоимость древесины может быть применена в качестве топлива, химического сырья, основы для производства других благ.
Потребительная стоимость имеет несколько форм:
- Она выражается в количестве.
- Может быть представлена в натуральной форме.
- Может быть выражена в качестве, то есть определять степень полезности данного товара или услуги.
Важным свойством товара является его способность к обмену. Любой товар может быть поменян на товар другой природы, что характеризует его меновую стоимость.
Представители многих экономических школ сопоставляли эти два вида стоимости, начиная с самых ранних ученых-экономистов. Например, теоретики трудовой стоимости придерживались позиции, что каждый товар имеет свою потребительную стоимость, так как обладает уникальной природой и свойствами. Это затрудняло сопоставление ценности товаров, что требовало приведения всей совокупности товаров к единой стоимости.
Современная экономическая мысль придерживается теории полезности. То есть, ценность товара для потребителя определяется не его потребительной стоимостью, а полезностью, которую он способен дать человеку.
Еще одним видом товара является услуга. Она представляет какую-либо деятельность индивида, направленную на формирования полезного результата, обладающего ценностью для потребителя. Отличительные особенности услуги заключаются в ее природе, что определяет принципы ее применения и потребления. Ее невозможно копить, продажа и потребление услуги – это единовременный процесс.
Теории товара и его стоимости
Первыми определение стоимости товара дали представители классической школы политэкономии. Они придерживались трудовой теории стоимости, то есть сам товар определяется количеством труда, затраченным на его создание. Считалось, что в любой материальной отрасли создается трудовая стоимость, при этом форма конечной продукции не учитывалась. Так же не учитывалась разница между абстрактным и конкретным трудом.
Карлом Марксом впервые была рассмотрена двойственная природа стоимости товара. Маркс считал, что товар объединяет в себе потребительную и простую стоимость. Само благо без этих свойств существовать не может. При этом марксисты придерживались позиции, что стоимость определялась не отдельным индивидуальным временем, затраченным на его создание, а общественным. Приверженцы трудовой стоимости избегают сравнения исследуемого товара с другими, так как возникают спорные моменты при сопоставлении.
Формирование неоклассического подхода в экономике привело к пересмотру действовавшей теории товарной стоимости. Ученые начали определять природу стоимости, как психологическую, то есть формируемую отношением потребителя к свойствам товара. Ценность, по их мнению, базировалась не на взаимодействии отдельных индивидов, а на отношении конкретного индивида к конкретному предмету труда. Величина ценности определяется лишь ее предельной полезностью для потребителя. Именно поэтому, стоимость товара падает при увеличении его количества, так как полезность отдельной единицы продукции для человека снижается. Товар становится доступным и менее ценным. Важно отметить, что полезность определяется не всей группой товаров, а их последней единицей. Так же влияет интенсивность потребности.
Выделяются три основных правила, которыми должны руководствоваться экономические агенты, задействованные в общественном обмене:
- Обмен должен быть взаимовыгодным для всех участников.
- Каждый участник стремится к максимизации своей выгоды от сделки.
- Приоритет совершения сделки с меньшей выгодой, нежели отказ от ее совершения.
Таким образом, главной характеристикой товара является его способность к обмену, которая определяет его ценность и стоимость.