Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие цены и теории цены

Определение 1

Цена – это экономическая категория, выражающее то количество денег, которое продавец запрашивает у покупателей при реализации на рынке единицы собственной продукции.

Общее представление о цене и основные подходы к ее понятию

Одним из наиболее сложных экономических понятий является категория цены. Обобщенно ее можно представить как денежное выражение стоимости товара, работы, услуги.

Категория цены имеет и юридическую, и экономическую стороны. С юридической точки зрения цена является существенным условием договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей.

С экономической точки зрения цена рассматривается как один из обязательных элементов операций по обмену произведенной и распределенной продукции. При этом она подвергается воздействию со стороны следующих сил экономической природы:

  • объем спроса потребителей на продукцию, которая выставлена на рынке в свободном доступе;
  • уровень эластичности спроса, который сложился на рынке данной продукции;
  • изменение хозяйствующими субъектами объема выпускаемой продукции и реагирование на это рынка;
  • принятие государством мер по регулированию ценообразования в национальной экономике;
  • уровень цен на аналогичную продукцию предприятий – конкурентов.

Экономистами предлагается множество вариантов определения понятия «цена». Различия обуславливаются их разными подходами к рассмотрению этой категории. Распространенной является такая характеристика цены, как денежное выражение (например, стоимости, системы факторов ценообразования, ценности продукции при обмене). В то же время цену также определяют как один из элементов рынка, инструмент рыночной конкуренции, характеристику товара на рынке. Чаще всего ценой называют количество денег, за которое продавец и покупатель готовы, соответственно, продать и приобрести продукцию.

В экономической теории основными направлениями изучения экономической природы цены, которые оформились в виде теорий, являются марксистское направление (представлено теорией трудовой стоимости) и австрийское (маржинальное) направление (представлено теорией предельной полезности).

«Понятие цены и теории цены» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные положения теории трудовой стоимости

Марксистское направление изучения экономической природы цены признает, что в ее основе лежит стоимость. Основоположниками теории стоимости в экономической теории считаются классики политической экономии – У. Петти, А. Смитт и Д. Рикардо. Ее развитием главным образом было инициировано немецкими экономистами – К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Согласно этой теории, на стоимости товара базируется цена. Стоимость, в свою очередь, определяется трудовыми затратами на производство этого товара. Ее количественное измерение не имеет возможности существовать, поэтому в научный оборот вводились такие понятия, как:

  • абстрактный труд – это использование носителем труда физической силы, нервной и умственной энергии; создает стоимость товара;
  • конкретный труд – это труд, который состоит из конкретного набора операций по использованию определенных средств труда и материалов, что нацелено на создание товаров и удовлетворение потребностей людей; создает потребительскую стоимость товара;
  • общественно необходимые затраты труда – это затраты труда, осуществляемые в течение общественно необходимого рабочего времени со средним знанием и интенсивностью труда, при средних условиях производства, при которых производится основная масса продукции определенного вида.

Цена рассматривалась как денежное выражение стоимости товара. Цена и стоимость были связаны друг с другом действием затратного принципа, в соответствии с которым определение величины цены осуществлялось через суммирование издержек (т.е. затрат всех факторов производства в денежном выражении) на единицу товара, а также конкретной величины прибыли.

Основные положения теории предельной полезности

Австрийское (маржинальное) направление изучения экономической природы цены признает, что в ее основе лежит полезность товара. В этом заключается противопоставление маржинальной теории цены марксистскому подходу. По мнению маржиналистов цена есть проявляющаяся в процессе обмена на рынке форма выражения ценности благ.

Маржинальное направление подразделяется на субъективное маржинальное направление, с одной стороны, и на неоклассический синтез, с другой стороны.

Субъективное маржинальное направление было образовано Л. Вальрасом, К. Менгером, У. Джевонсем. Они в качестве основы цены выделили категорию «полезность». Указанная категория рассматривалась как мера предпочтения, которую потребитель отдавал конкретному товару из ассортимента, предлагаемого на рынке. Следовательно, цена базировалась на предельной полезности, которая означала прирост единицы продукции.

Первоначально использовался количественный подход к измерению полезности. Однако с течением времени обострялись проблемы, связанные со сложностью точного отражения полезности в количественной форме. В этой связи научным сообществом предлагались другие пути определения полезности:

  • кардиналистическая концепция (Л. Вальрас, К. Менгер, У. Джевонс) – предлагала подсчитывать субъективные оценки контрагентов на товарном рынке;
  • ординалистическая концепция (Е. Слуцкий, В. Парето, Ф. Эджуорт) – предлагала графически изображать потребительский выбор товара с учетом величины потребительского дохода;
  • концепция потребительских предпочтений (П. Самуэльсон) – предлагала определять величину полезности путем сравнения одного товарного набора с другим.

Неоклассический синтез представляет собой объединение всех сформулированных ранее теоретических положений, что было осуществлено А. Маршаллом. Его главной особенностью стало рассмотрение спроса и предложения как равнозначных ценообразующих факторов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 18.04.2021
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot