Эдвард Гастингс Чемберлин (1899 – 1967) — американский экономист, основоположник теории монополистической конкуренции
Краткая биография
В 1921 г. Чемберлин завершил обучение в Университете Айовы, а спустя 1 год он получил степень магистра в Мичиганском университете. В 1927 г. защитил диссертацию в Гарвардском университете (проблематикой научной работы была монополистическая конкуренция). На протяжении всей жизни преподавал в Гарварде.
Один год своей жизни Чемберлин посвятил работе в американском Бюро стратегической службы. В 1951 г. ученый совершил поездку по странам Западной Европы с целью разъяснения различных положений своих теоретических разработок.
В 1933 г. вышел в свет самый известный труд Чемберлина – «Теория монополистической конкуренции». Именно благодаря данной книге, ученый получил мировую известность и занял достойное место в истории экономических учений. На протяжении 1933-1962 гг. эта книга 8 раз переиздавалась в Соединенных Штатах Америки. В данном труде всесторонне охарактеризована сущность монополии и приведен глубокий анализ образования монопольной прибыли и монопольной цены.
Значимой вехой в научной и творческой биографии ученого стало его избрание главой отделения экономической теории Гарварда. Чемеберлин возглавлял эту организацию с 1939 по 1943 гг. (участниками данной структуры были такие именитые экономисты, как Э. Хансен, В. Леонтьев, Й. Шумпетер и др.).
В 1948−58 гг. был редактором «Ежеквартального журнала по экономике» (Гарвардский университет).
В 1965 г. Чемберлин стал заслуженным членом Американской экономической ассоциации (American Economic Association, АЕА).
В память о выдающемся ученом, в 1967 г. был издан сборник трудов различных экономистов – «Теория монополистической конкуренции: исследования взаимодействия».
Научные взгляды и вклад в развитие экономической науки
Основной вклад Чемберлина в развитие экономической науки – это, несомненно, модель монополистической конкуренции. Тем не менее, в конце 50-х гг. прошлого века значительную популярность приобрела «Теория игр» и актуальность модели монополистической конкуренции была в значительной мере утрачена. Однако, вновь о данной модели активно заговорили в 70-е гг. XX в., когда П. Кругман применил идеи, развитые Чемберлином для теоретического анализа международного обмена товарами и услугами.
В своих трудах Чемберлин выступал против государственного антимонопольного регулирования, а также против засилья профсоюзов.
Большое значение Э. Чемберлин придавал дифференциации производимых товаров и услуг. Так, ученый считал, что именно благодаря дифференциации продукта предприниматели стремятся к тому, чтобы получше выделить свой товар из массы других и, таким образом, привлечь к нему максимальный спрос (во многом, при помощи рекламы).
Сама же дифференциация продукта включает:
- качественные характеристики продукта
- упаковку
- стиль
- сопутствующие услуги
- условия реализации
- пространственное местонахож¬дение продавцов и т. д.
Дифференциация продукта дает возможность обеспечить определенную обособленность рынка для той или иной фирмы (во многом благодаря разрыву в цепи товаров-заменителей). Другими словами, дифференциация дает возможность создать «собственную небольшую монополию».
По мнению ученого, именно «монополистическая» (но не, как принято считать у «классиков» - «чистая») конкуренция – и есть типичный продукт по-настоящему свободного предпринимательства, поскольку предприниматели максимально учитывают разнородность наличествующих потребительских предпочтений, и таким образом, способствуют насыщению рынка самыми различными товарами и услугами, а также стремятся максимально удовлетворить потребности всех сегментов потребителей.
Ученый считал разработанную им концепцию настоящим вызовом «традиционной точке зрения экономической науки, в соответствии с которой монополия и конкуренция — альтернативные, противостоящие друг другу понятия».