Витраж как вид искусства
Красота и многоцветное сияние витражных композиций средневековья, украшавших оконные проемы храмов, имели определенную смысловую нагрузку, идеализируя светлые образы святых и красочно изображая картины их жизни. Сияние этой красоты вызывало у человека необходимые ассоциативные ощущения, что придавало витражу статус особого искусства, принадлежавшего церкви. С течением времени, при смене эпох, потере былой значимости языка символов, возрастающей роли технологий и расширении назначения архитектурных объектов и интерьеров, украшенных витражами, это искусство обрело новые свойства и качества: на первый план вышли такие элементы как цвет и светопроницаемость.
Период XIX-XX вв. рассматривается как наиболее продуктивный в развитии витражного искусства. Составляя единое целое с архитектурными сооружениями, монументальные витражные произведения обрели художественную ценность наряду с объектами культурного наследия. Не менее значимы и витражи, гармонично сочетаемые с интерьерами, как органичное продолжение композиции. Подчиняясь архитектурному ансамблю и обогащая архитектурную среду, витражи являются самостоятельными произведениями искусства. Это, как правило, цельная композиция, собранная из частиц разноцветного стекла, которые спаяны между собой или скреплены свинцовым профилем. Каждый объект витражного искусства уникален и несет в себе идею художника, его эстетические взгляды и понимание прекрасного.
Связующая роль витража
В зависимости от задумки художника, витраж в той или иной степени взаимодействует с интерьером и экстерьером, выступая в роли связующего звена. Изменяясь в зависимости от интенсивности дневного света, витраж наполняет помещение различными цветовыми акцентами, визуально меняя облик интерьера, расцвечивая пространство мерцающими цветовыми бликами и придавая ему элемент загадочности. В вечерние часы, на фоне искусственного освещения помещений, витраж «проливает» радужные отсветы наружу, создавая цветовое шоу, стирая существующие в реальности грани.
Дневная изменчивость образов интерьера и архитектурной среды, создаваемая витражами, формирует определенное восприятие, ряд ассоциативных ощущений в широком диапазоне: от напряженной вечерней таинственности до яркого и бодрого солнечного дня. При этом степень соответствия задумки художника, создающего витражную композицию, результату работы во многом зависит от применения им на практике законов зрительного восприятия и чувства гармонии. В задачу художника-витражиста входит поиск способа раскрытия конкретного образа, его взаимодействие со средовым пространством, положительно влияющее на восприятие человеком, его психофизическое равновесие, создание особого иллюзорного настроения.
Актуальность витража в дизайне, как способа организации интерьера с помощью цветосветового эффекта предсказуемо растет. Современные технологии позволяют создавать широкомасштабные витражные композиции, занимающие всю площадь оконного проема (рис. 1, 2). Благодаря витражу средовое пространство значительно преображается, органично взаимодействуя с внешним миром, объединяя внутреннее и внешнее пространства и лишь функционально разделяя различные зоны. Образное пространство формируется благодаря возложению на витраж функциональных задач, способствующих раскрытию образа.
Рисунок 1. Витраж. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Витраж в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Витражные композиции XXI века являются отображением современных тенденций дизайна средового пространства, им свойственны динамичность и многофункциональность. Это обеспечивается необходимыми техническими средствами: фактурой, текстурой, специальными материалами, мобильностью и трансформируемостью, плоскостными вариациями и др. Не прибегая к сложной технологии нанесения цвета на стекло, например, можно добиться необходимого результата, используя специальные пленки, что значительно упрощает процесс создания витражных панно. Множество способов и приемов создания выразительной, целостной и гармоничной композиции, а также привлечение компьютерных технологий в процессе поиска проектных решений и многое другое позволяют создавать целостную эстетическую внутреннюю среду, тесно взаимосвязанную с реальностью внешней в структуре образа.