Сущность понятия «брендовая идентичность»
Брендовая идентичность – это смысловое наполнение компании. Это все атрибуты, ценностные комплексы, ассоциации, которые бренд хочет передать своим покупателям. При помощи айдентики клиент способен воспринимать компанию целиком.
Идентичность бренда строится на элементах фирменного стиля. Существует две группы форм брендовой идентичности:
- традиционная;
- нетрадиционная.
Традиционная брендовая идентичность
Традиционным считается обычный фирменный стиль. В целом это ряд основных составляющих стиля компании. Прежде всего, это логотип с определенным знаком, который символизирует бренд. Примеров логотипов существует огромное множество – от логотипа Пятерочки до Сбера. Логотип дополняют иные составляющие в виде цветовой гаммы, шрифта. Также к нему подключаются другие детали, которые создают стиль. Это может быть фирменный узор или паттерн компании.
Обычно в процессе создания классического фирменного стиля создают алгоритм применения стиля в различных ситуациях. Прописывают, как должны выглядеть буклеты, флешки, плакаты и другие средства коммуникации с элементами фирменного стиля. Суть фирменного стиля состоит в том, что все в компании должно составлять единство – от ручки до официальной документации. Так клиентам будет проще узнавать компанию.
Классическая брендовая идентичность подойдет для компании, у которой точки соприкосновения с потенциальными клиентами быстро читаемы и даже предсказуемы, а число носителей стиля очень сильно лимитировано. Очень часто подобную идентичность используют для франчайзинга. Создатель компании может просто предоставить гайдлайн другому предпринимателю со своим фирменным стилем.
Рисунок 1. Пример традиционной айдентики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Есть очень большой минус в традиционной брендовой идентичности, он состоит в том, что нельзя заранее знать, как будут использовать фирменный стиль во всех существующих каналах коммуникации компании. То есть, традиционная айдентика очень сложно подстраивается под что-то новое, под новые формы. Представьте, что компания всю жизнь занималась нанесением элементов фирменного стиля на кружки, а тут внезапно требуется наносить их на столы. Это создает определенные проблемы.
Динамическая брендовая идентичность
Число каналов коммуникации с клиентами растет, время перцепции контактов уменьшается. Характер использования составляющих фирменного стиля, а также перцепция их клиентами становится непредсказуемой. Из-за этого падает эффективность использования традиционный айдентики. В этом случае, конечно, можно уменьшить число составляющих айдентики бренда для более быстрой адаптации к новым требованиям. Но намного приятнее начать использовать динамичные или нетрадиционные формы айдентики бренда.
Динамическая айдентика может очень быстро изменяться, имеет много вариантов. С ее помощью можно выйти за границы классической айдентики и передавать фирменный стиль в разных типах коммуникации. При этом будет сохраняться единство используемой визуальной информации.
Рисунок 2. Пример динамической айдентики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В традиционном фирменном стиле для новой упаковки товара создается новый макет упаковки. В динамичном фирменном стиле специалист создает некоторое количество изменяющихся составляющих, которые можно использовать в самых разных условиях и задачах. Получается, что в динамической айдентике нет привязки к одной форме или одному размеру, можно гармонично подстроить макет под любое средство коммуникации.
Привычные роли составляющих фирменного стиля изменяются в современном мире. Так, в рамках традиционной айдентики логотип является своеобразным якорем, который держит на себе все остальные элементы. В рамках динамической айдентики логотип не является основой фирменного стиля. Центром стиля может быть шрифт, расположение изображения или иллюстрация.
Иные типы брендовой идентичности
К другим типам брендовой идентичности относятся:
- Вербальная айдентика. Брендовой идентичностью может служить и слоган, текстовая информация – все, что говорят и пишут сотрудники бренда.
- Образная айдентика. Этот вариант использования фирменного стиля подразумевает минимальное использование текстовой информации. Основой являются визуальные элементы. Например, бренд-персонажи.
- Известный всем символ. Данный тип айдентики строится на копировании других логотипов и элементов фирменного стиля. Такие компании применяют уже созданные символы, которые всем уже знакомы. Однако нужно быть осторожным в случае создания своего фирменного стиля на основе других – судебные разбирательства по плагиату никому не нужны. К тому же, бренд должен выделяться из массы.
- Айдентика без айдентики. Очень редко бывает так, что у бренда есть только основные составляющие, которые не формируют фирменный стиль. Примером служит бренд Muji, который никогда не наносит собственный логотип на свою продукцию. Даже фирменным написание его владельцы пользуются неохотно, так как они хотят, чтобы аудитория узнавала продукцию, а не только лого.