Новая эстетика XX века
Охватившая Европу техническая революция начала XX века положила начало интенсивному развитию авангардных течений в искусстве, базисом которых выступал футуризм. На основе футуристических идей возникали и формировались, обрастая теоретическим обоснованием содержания, различные стилевые направления, влияющие на организацию предметной среды: абстракционизм, техно-конструктивизм, региональный минимализм, различные разновидности рационального модерна и др.
Стремясь соответствовать стремительному развитию науки и техники, двигаться в одном русле с передовыми тенденциями индустриального общества, деятели искусства находились в поиске новой эстетики, стилистики, новых форм предметного мира. Смена приоритетов повлекла за собой новые модные тенденции в одежде, интерьере, живописи, архитектуре, автодизайне, предметах быта и др. Превалирующая во всем эстетика техники захватила европейское пространство, отвергающее орнаментализм. Абстрактные геометрические формы и идейная глубина их взаимодействий занимали умы передовых художников, дизайнеров, архитекторов, культурологов и теоретиков искусства.
Европейский авангардный дизайн 1910-1920-х годов: тенденции и противоречия
Основные вехи развития авангардных направлений в дизайне Европейских государств и стилевых тенденций в организации среды до начала мировой войны можно кратко охарактеризовать следующим образом: создание немецкого дизайнерского объединения «Веркбунд» и первой модернистской школы дизайна «Баухауз», распространение идей экспрессионизма и русского живописного авангарда, возникновение голландского объединения «Де Стейл», давшего начало амстердамской архитектурной школе, возникновение французского стиля ар-деко, зарождение в дизайне тенденций лаконичных течений «функционализм» и «минимализм». Наиболее ярким событием предвоенного времени стала выставка в Кёльне (1914 г.), на которой демонстрировалась серийно произведенная мебель, предметы домашнего обихода, архитектура под девизом «экспрессионизм и функциональность».
Характерным представителем функционального направления в дизайне был основатель «Венских мастерских» (с 1913 года подразделение «Веркбунда») Йозеф Хоффман – продолжатель линии рационального модерна, отказавшегося от витиеватости в пользу сдержанности и лаконичности. Дизайн Й. Хофмана наиболее образно являет характерные черты строгого стиля, граничащего с абстрактным. Мебель и бытовые предметы подчеркнуто геометричны, но не лишены определенной доли комфорта (рис. 1). Довлеющий авторитет «Веркбунда» в Швейцарии, в одном из подразделений международного объединения, способствовал радикальным переменам в архитектуре. Известный архитектор Шарль Жаннере (Ле Корбюзье) отказался в домостроении от традиционного деревянного шале в пользу геометрически строгих и лаконичных форм железобетонного здания с открытыми просматриваемыми конструкциями свободной планировки помещений, представив инновационный проект на Венецианской выставке (1914 г.) (рис. 2).
Рисунок 1. Кресло кубической формы Йозефа Хофманна, 1910 год. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Архитектурная модель по проекту 1914 г. Ле Корбюзье «Дом-Ино». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Противоборство течений экспрессионизма и функционализма можно проследить, анализируя деятельность «Амстердамской школы», приверженной идеям экспрессионизма, и группы «Де Стейл», пропагандирующей функционализм. Стремящаяся к эстетическому преображению предметного мира «Амстердамская школа», широко известная внутри страны, соперничала с имеющей международное признание группой «Де Стейл». Противоречия существовали и в мире моды, где главенство принадлежало французским кутюрье. В 1910 году имя модельера Поля Пуаре, было широко известно, благодаря инновационным коллекциям одежды (платья без корсета), навеянным стилевыми тенденциями Японии, древней Греции, Китая, подрывающим традиционные устои моды. В противовес функционально-эргономичным тенденциям дизайна можно также привести изысканность и утонченность дизайна Рене Лалика (ювелирные украшения, стекло, предметы мебели и др.), превозносившего красоту в предметном окружении человека (рис. 3, 4). Экстраординарность дизайнера, использовавшего новые материалы, ассоциируются с французским стилем ар-нуво, покоряющим утонченностью и элегантным шиком.
Рисунок 3. Рене Лалик и Жак-Эмиль Рульманн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Светильники. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Русский авангард до и после Первой мировой войны
Война, разрушившая мирную идиллию творческого поиска художников, дизайнеров, архитекторов, изменила до неузнаваемости европейский мир, остановив все творческие процессы, перевернув мировоззрение, сломав идеалы. Начало XX века в России, при участии западных представителей творческих профессий, было ознаменовано развитием стилевых направлений в духе модерна (русское ответвление стиля). На фоне этого течения формировался русский авангард в живописи, более известный как футуристическое направление. Довоенный период характеризуется появлением многочисленных течений, творческих дискуссий, движений, сообществ, обилием выставок, новаций в искусстве. Впервые зазвучали имена российских авангардистов В. Кандинского, К. Малевича, В. Татлина и др. Были изобретены супрематизм и конструктивизм.
Измененные войной Европа и Россия, потерявшие в боях многих талантливых художников, дизайнеров, переосмысливали ценностные установки и приоритеты. Послевоенные революционные изменения, вызванные кризисными экономическими и социальными причинами, затронули многие творческие институты, переформатировали направления в искусстве. Утонченность и изысканная роскошь на многие годы были преданы забвению. В дизайне началась новая эпоха – эпоха функциональности, эргономичности, теоретического обоснования новых стилевых течений, реформирования образовательных ресурсов, развития промышленного (утилитарного) дизайна.