Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие предвоенного дизайна в Западной Европе

Материальная культура и дизайн западной Европы начала XX века

Возрождение Западной Европы после окончания Первой мировой войны начиналось с системного социального развития, предполагавшего рост материальных и духовных потребностей общества и их удовлетворение. Это стало отправной точкой для создания комфортной средовой обстановки, где одновременно решались функционально-практические и эстетические задачи. В этот период были сформулированы отправные принципы новой эстетики вещи, возникло новое конструктивное направление в искусстве, в дизайне интерьера: преобладали характерные прямые линии и четкое построение − функционализм.

В это время группа дизайнеров «Баухауз» в Германии во главе с Вальтером Гропиусом выдвинула лозунг: «форму определяет функция». Во Франции проводниками этой идеи стали сочетающий талант архитектора и живописца Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) и его группа «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau), в Нидерландах − группа «Стиль» (De Stijl) во главе с Питером Аудом и т. д. В 20-30 гг. XX века развитие получили смелые урбанистические идеи новых приемов в архитектуре, направленные на модернизацию средового пространства («город-сад» Ле Корбюзье) с небоскребами и зелеными зонами и т. д.

Функционализм в дизайне Западной Германии активно развивается в период с 1921 по 1926 гг. Вышедший в 1924 г. альбом «Форма без орнамента» с фото образцов промышленных изделий, обосновывал преимущества простых, лишенных всяких украшений поверхностей, резюмируя актуальность функционализма. Ведущие мастера фотографии, дизайна Хенри ван де Велде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Людвиг ван дер Роэ, руководствовавшиеся девизом: «Индустриальное формообразование во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами», доказывали перспективы и рассматривали новаторские аспекты стилевых тенденций в промышленности.

Пионеры конструктивизма и функционализма Запада

Мощный задел инновационных дизайн-идей первых десятилетий XX века уже в 30-х годах способствовал формированию двух альтернативных концептуальных направлений: конструктивизм и функционализм. В последующем эти принципы в дизайне получили развитие на новом уровне технологии и науки. Основой данных направлений стало комбинирование простых геометрических объемов с привлечением новых для того времени строительных материалов: стекло, железобетон, металлические профили. Лидером данного инновационного направления были В. Гропиус, Л. Ван дер Роэ, Ле Корбюзье.

«Развитие предвоенного дизайна в Западной Европе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Альтернативным им, в определенной мере, стало «органическое» направление в архитектуре, базирующееся на использовании в постройках пластичных криволинейных поверхностей, напоминающих природные. Поиском новых путей гармоничной взаимосвязи архитектуры и окружающей природы занимались основоположники этого направления – скульптор Г. Грино, архитектор Х. А. Х. Аалто и др.

«Органичная» архитектура, как многогранное и сложное явление, не ограничивалась рамками какого-либо одного стиля. Составные элементы данного направления присущи практически любому стилю. Основными компоненты «органичной» архитектуры Алвара Аалто были: визуальная связь здания с окружающей природой; использование естественных строительных материалов и конструкций (дерево, камень, медь); широкое использование возможностей естественного (солнечного и лунного) освещения.

Итальянский авангард

В публикациях исследователей исторических принципов проектирования интерьеров указывается на тот факт, что на фоне монументального «большого стиля» в Италии сформировался характер итальянской проектной культуры, определивший судьбу архитектурно-художественного авангарда. На Миланской периодической международной выставке архитектуры, декоративного и промышленного искусства, учрежденной в 1923 г. добровольным обществом «Уманита-риа», были представлены образцы итальянской продукции, характеризующие обновление культурных тенденций. Выставка выявила противоречивую динамику развития дизайна, а также способствовала стимулированию эксперимента и поиска в дизайне.

Опыт зарубежного модернизма в сочетании с традициями предвоенного рационализма стал основой рационалистического движения итальянской проектной культуры. Отсутствие глубоких традиций в итальянском дизайне компенсировалось становлением собственной школы художественной промышленности, созданной в Монце близ Милана по инициативе добровольного общества «Уманитариа» как национального варианта Баухауза. Школа просуществовала с 1922 по 1943 г. Основой обучения в ней были идеи модернизма, академическое искусство, традиции художественно-ремесленного образования.

Внимание к проектированию жилища в современном стиле было продемонстрировано на VI Миланской выставке 1936 года. Ее участником стал ведущий теоретик итальянского рационализма Джузеппе Погано. Далее, в 1940 г. VII Триеннале стала образцом организационного оформления, учитывая опыт проведения предыдущей выставки. Демонстрационный площадки были наполнены новинками промышленных изделий, в том числе экспонатами, представленными Адриано Оливетти, главой фирмы, производящей пишущие машины и конторское оборудование, в которой было создано одно из первых специализированных дизайнерских подразделений в Европе. На выставке в разделе итальянской серийной продукции была впервые продемонстрирована профессиональная специализация, представлены образцы «промышленного дизайна» − модели конторских калькуляторов М. Ниццоли, братьев Кастильони и Кача Доминиони». Таким образом, развитие предвоенного дизайна в Западной Европе демонстрировало поиск новаций, стремление к модернизации производственных изделий в духе эстетики и функционала.

Французское декоративное искусство

Стиль ар-деко (арт-деко), как влиятельное течение в интерьере, архитектуре и декоративном искусстве, впервые появился во Франции в 1920-х годах XX века. Эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры звездных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест. Декоративная мощь, гламур и глянец помогали людям забыть о лишениях войны, уйти от рутины быта и окунуться в праздник, вспомнив об элегантной роскоши и высоком стиле. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой − конкурировал с эстетикой целесообразности и слишком упрощенными утилитарными формами.

Ар-деко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ар-деко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ар-деко в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Ар-деко в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предвоенный дизайн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Предвоенный дизайн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ар-деко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Ар-деко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата написания статьи: 14.09.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot