Специфика дизайн-проекта ресторана
Различные аспекты деятельности, связанные с ресторанным бизнесом, предполагают четкое представление о практическом воплощении идеи с учетом специфики заведения: принадлежность к определенной категории, качественный уровень кухни и соответствующая ему ценовая политика, качество материалов, используемых при оформлении интерьера, стилистика объекта, соответствующие специфике элементы маркетинга в расчете на определенную категорию посетителей (целевую аудиторию) и многое другое.
Зачастую, решающую роль в успехе предприятия играет дизайн-оформление объекта, разработанное совместно с заказчиком. Сотрудничество заказчика и дизайнера – творческий, многоплановый процесс, включающий подробное обсуждение идеи, согласование всех этапов создания проекта и, наконец, его реализация (авторское сопровождение).
В этой связи дизайнеру необходимо полное, исчерпывающее представление о различных типах заведений общепита, их особенностях и задачах. Облик и содержание дизайн-объекта не должен зависеть исключительно от безудержного полета фантазии художника. Это должна быть достаточно обоснованная и мотивированная система, характеризующая профессиональный уровень разработчика дизайн-проекта, соответствующая существующим критериям и требованиям.
Тематическая разработка и этапы воплощения проектной идеи
В условиях городской агломерации в границах любого территориально-административного округа, насыщенного жилой застройкой, довольно органично и уместно будет размещение довольно демократичного, по-домашнему уютного и комфортного для семейного и молодежного отдыха, но с претензией на оригинальность, ресторана в стиле «Loft» (рис. 1).
Обоснованием создаваемых в данном стиле объектов (в том числе сетевых ресторанов) является наличие в мегаполисах многочисленных не функционирующих промышленных зон и старых промышленных зданий, как правило, сдаваемых в аренду, наиболее соответствующих стилевым тенденциям промышленной эстетике. Кроме того, окружающая территорию многочисленная многоэтажная городская жилая застройка (как правило, это потенциальные клиенты со средним уровнем дохода) ориентирует на привлечение значительного количества посетителей и определяет категорию ресторана.
Рисунок 1. Ресторан в стиле лофт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принадлежность подобного типа объектов общепита к определенному классу определяется также финансовыми возможностями руководителя, его перспективными планами по развитию бизнеса, а также творческими возможностями и уровнем профессиональной квалификации дизайнера, разрабатывающего и воплощающего целеполагающую идею. Эти аспекты в обязательном порядке обсуждаются с заказчиком до заключения договора и начала работы над проектом.
На начальном этапе создания дизайн-проекта необходимо исследовать объект и прилегающую к нему территорию, сформировав представление о конкретном направлении в рамках стиля «Loft». Актуальным является индустриальное направление (рис.), характеризуемое упором на промышленную эстетику, наличием простых форм, открытыми коммуникационными конструкциями (при наличии высоких потолков), отсутствием капитальных стеновых конструкций и перегородок, использованием для зонирования зала изделий из дерева (деревянные поддоны), металлоконструкций (стеллаж).
Характеру освещения зала уделяется особое внимание дизайнера. В отсутствии доступа естественного света, требуемого для создания стилевой атмосферы, расположение осветительных приборов выполнено таким образом, что не ощущается недостатка в освещении зала. Светильники упрощенной формы располагаются одиночно и гирляндой, проводка не задекорирована, подчеркивая неоднозначность эстетики лофта.
Освещение выполняет также функцию зонирования помещения. Колоссальная металлическая грубовато выполненная (возможно ручной работы) подвесная люстра под потолком не в полной мере исполняет роль осветительного прибора, но (по замыслу дизайнера) является в значительной степени арт-объектом, подчеркивающим промышленный характер стиля.
Расстановка мебели простых форм выполняется с целью подчеркнуть зонирование. На фоне грубоватой отделки помещения, имеет место мебель промышленного производства, которая достаточно комфортна и эстетически привлекательна, выдержана в единой цветовой палитре. Визуально качественные характеристики и поверхностная отделка мебели должны быть достаточно практичны.
Используемые материалы преимущественно натуральные и базовые. Роль декора выполняют немногочисленные живые растения у опорной стены и настенные фото, рисунки. В качестве декора можно рассматривать и атрибут бара (стеллажи с алкогольными напитками) у стены. При оформлении предпочтение отдается ограниченной цветовой палитре, характерной для минимализма. Цветовое разнообразие вносят немногочисленные яркие акценты (например, диванные подушки).
Фирменный бренд ресторана
На столах актуально присутствие проспектов (или меню) с изображением заведения, разработанного дизайнером. Этап разработки логотипа объекта и его назначение требует более подробного обсуждения. Маркетинговый успех бренда значительно повышает вероятность радужных перспектив бизнес-начинания, отражает имидж заведения общепита, его индивидуальность.
Стратегия разработки эффективного бренда предполагает: четкую, грамотную постановку задачи, маркетинговое исследование, творческий поиск и формирование идеи, выбор направления стиля и соответствующую ему цветовую палитру, лаконичное и яркое запоминающееся содержание, выбор стилеобразующей графики и, наконец, тестирование. Процесс тестирования является, по сути, визуальной презентацией, емко, эффектно и лаконично представляющей тип заведения, характер обслуживания, особенности кухни, уровень цен.
Техническое задание, визуализация, смета
Владея концептуальной составляющей проекта, составляется техническое задание (кратко и развернуто), осуществляется визуализация дизайн-проекта и разрабатывается общий план реализации проекта. Техническое задание (ТЗ) содержит основные технические требования, назначение объекта и область его применения, стадии разработки проектной документации, её состав, сроки исполнения, особые требования, обусловленные спецификой объекта и условиями его эксплуатации и др.
На этапе визуализации (эскизная стадия) понадобится детальная прорисовка различных элементов дизайн-проекта. Желательно наличие нескольких вариантов эскизов и набросков методом быстрого рисунка (профессиональная художественная подготовка обязательна) для согласования с заказчиком. В качестве менее скоростного варианта визуализации можно рассмотреть 3D-визуализацию.
План реализации проекта включает описание концептуального решения объекта, сметную документацию (стоимость в руб. за 1 кв. м проектируемой площади в зависимости от профессионального статуса дизайнера, количества вариантов эскизной стадии и др.), все планировки, развертки, проемы, подбор материалов, цвета, фактуры, мебели и т. д.
Полный пакет документов согласовывается с заказчиком и является залогом минимизации доработок и изменений в процессе реализации проекта.